Медицинский Вестник №7 (620) / 2013

Зачем нужна информатизация?

1 марта 2013

Проблемы информатизации медицины специалисты обсуждают уже не первое десятилетие, и их не становится меньше. Процесс необратим, но среда сопротивляется — медицина специфическая и объективно весьма консервативная область человеческой деятельности, и нигде он не идет гладко. В последние два года внедрением информационных технологий в отечественное здравоохранение активно занимаются в Минздраве РФ. Пока в приоритете у государственной информатизации государственные же интересы, врач и пациент ждут своей очереди. На круглом столе «МВ» «Зачем нужна информатизация?» эксперты представили свое видение возможного развития ситуации.

Проблемы информатизации медицины специалисты обсуждают уже не первое десятилетие, и их не становится меньше. Процесс необратим, но среда сопротивляется — медицина специфическая и объективно весьма консервативная область человеческой деятельности, и нигде он не идет гладко. В последние два года внедрением информационных технологий в отечественное здравоохранение активно занимаются в Минздраве РФ. Пока в приоритете у государственной информатизации государственные же интересы, врач и пациент ждут своей очереди. На круглом столе «МВ» «Зачем нужна информатизация?» эксперты представили свое видение возможного развития ситуации.

В движении к ЭМК

Первым на вопрос, зачем нужна информатизация, попытался ответить заведующий отделом компьютеризации Гематологического научного центра РАМН Борис Зингерман, обрисовавший основные составляющие информатизации здравоохранения:

— Информатизация в нашу повседневную жизнь проникает с такой скоростью, что задаваться вопросами просто нет времени. К сожалению, в здравоохранение информационные технологии входят несколько медленней. У многих врачей, которые на работе не имеют дело с компьютером, в портфеле лежит айпад, который они используют в том числе и в профессиональных целях. Если же говорить об информатизации масштабной и плановой, то более оправдан вопрос, кому она нужна.

Эксперт выделил три ключевых направления информатизации, которые отвечают интересам одного из ключевых игроков на этом поле: управленца, врача и пациента. Первое — информатизация для организации учета ресурсных потребностей системы, расходов на нее и принятия управленческих решений. Это самый понятный и популярный у руководства любого уровня пул задач, и, очевидно, предполагалось, что те деньги, которые потрачены, помогут именно их решению.

Второе — информатизация собственно лечебного процесса, предполагающая использование средств информатизации для его оптимизации и в первую очередь обеспечения преемственности в процессе оказания медицинской помощи пациенту. Встающие перед IT-специалистами задачи в этом сегменте более сложные и специфические. Свидетельством тому отсутствие в этой сфере значимых успехов — в том числе и в передовых со всех точек зрения странах. Мы все знаем о фактическом провале проекта информатизации здравоохранения в Великобритании, в который было вложено денег на порядок больше, чем у нас. Параллельно реализуется проект в США, он тоже развивается не без проблем. Структурирование медицинской информации процесс сложный и нигде в мире до конца успешно не пройденный.

— Есть множество решений и стандартов, но масштабных успехов пока не наблюдается, — подчеркнул Борис Зингерман. — Тем не менее информатизация медицинского направления в здравоохранении развивается, в том числе и в нашей стране, и, если не семимильными, то по крайней мере трехмильными шагами.

Третье направление — информатизация для пациента. В США на определенном этапе реализации их проекта ключевым вопросом стоит вовлечение пациента в процесс. В мире признано, что для эффективной работы всей системы здравоохранения важнейшим элементом является вовлечение самого человека в процесс заботы о своем здоровье. И здесь определяющим является предоставление пациенту доступа к его медицинской информации, возможность этой информацией владеть и управлять, другими словами, осмысленно участвовать в лечебном процессе.

Собственно, ключевым элементом осмысленного участия пациента в процессе лечения в медицинской информационной системе любого масштаба является электронная медицинская карта (ЭМК), о которой тоже говорят давно и, согласно заявляемым приоритетам и на федеральном, и на региональном уровнях, собираются заниматься в самое ближайшее время.

По словам руководителя прикладных проектов ЕМИАЦ в рамках модернизации здравоохранения Москвы Максима Шаманского, уже до конца этого года в пилотной зоне на севере Москвы (в КДЦ № 6) будет закончена проработка решения для внедрения ЭМК:

— Мы понимаем, что в один день этот сервис не заработает, но закладываем в решение механизмы, позволяющие сделать ЭМК максимально структурированной и перейти от хранения и созерцания информации к ее обработке.

Эксперты предупреждают, что внедрение ЭМК — долгосрочный процесс и, чтобы появилась полноценно работающая и наполненная ЭМК в масштабах страны, региона и даже клиники, нужно проделать большой объем подготовительной работы. При этом многие специалисты говорят, что фактически электронный документооборот в медицине находится на сегодняшний день вне правового поля. Во всяком случае часто приходится дублировать информацию на бумажные носители — даже там, где работают МИС.

С этим постулатом в корне не согласен заместитель директора Департамента информационных технологий и связи Минздрава РФ Роман Сафронов:

— В действующем законодательстве не существует ни одного документа, где говорилось бы о том, что у нас отчетные формы ведутся только в бумажном виде. А в документах, принимаемых в последнее врем...

Сергей Литвиненко
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.