Медицинский Вестник №34 (647) / 2013

Замкнутый круг здравоохранения

1 декабря 2013

Большое количество нареканий на медицину, беспокойство населения за свое здоровье, а медиков за профессию, непрозрачность, а порой и необъяснимость госзакупок и строек, предопределяет как постановку вопросов о правильности реформ в здравоохранении и поиске новых путей быстрого доведения денег до пациентов и медиков, так и бесконечность обсуждения одних и тех же отраслевых проблем.

Большое количество нареканий на медицину, беспокойство населения за свое здоровье, а медиков за профессию, непрозрачность, а порой и необъяснимость госзакупок и строек, предопределяет как постановку вопросов о правильности реформ в здравоохранении и поиске новых путей быстрого доведения денег до пациентов и медиков, так и бесконечность обсуждения одних и тех же отраслевых проблем.

Концептуальный коллапс

Эта статья — о необходимости разработки модели отечественного здравоохранения и определения концепции его дальнейшего развития. На дворе ХХI век, пора принимать меры, а то, судя по соцопросам, и пациенты, и медики могут разбежаться. Недавно ознакомился с такими цифрами: каждый третий (!) врач высказывает желание работать в частных клиниках из-за уровня заработков, а некоторые готовы по этой же причине покинуть Россию.

Кардинальные преобразования экономического и социального устройства нашего государства начались четверть века назад. Естественно, что при любой трансформации государство обязано знать решение социальной формулы (в т.ч., конечно, и в здравоохранении): деньги, механизм их доведения до конечного потребителя и приоритеты.

Деньги — это самое сложное. Все хотят, чтобы их было много и они быстро доходили до каждого пациента и медика. Но будем исходить из экономических реалий и последних бюджетных проектировок — денег больше не будет (этот бы объем сохранить!), поэтому дорогие и надуманные прожекты придется отложить.

В условиях финансового дефицита на первый план выходит задача выбора приоритетов (экономических, организационных, медицинских): источники средств (взносы/налоги) и объем ресурсов, механизм их доведения до потребителя, сокращение издержек, контроль и прозрачность, эффективное и результативное использование ресурсов, доступность медпомощи и др.
И выбор государством вариантов реализации приоритетов, как правило, политическое решение.

Приступая к формированию модели и концепции дальнейшего развития здравоохранения, мы должны четко понимать организационно-экономическое устройство отрасли и финансовые механизмы доведения средств до пациентов и медиков.
Так, в избранной попытке экономической реанимации здравоохранения (нацпроект и модернизация) применялся финансовый механизм «деньги навстречу пациенту». Этот путь доведения денег до медучреждений используется в государственной бюджетной модели здравоохранения, он исключительно удобен чиновникам, контролирующим и принимающим решения — что, куда и почем. Пациент же здесь — лишь пассивное приложение к программам и решениям.
Эту модель медобеспечения активно критиковали еще в советское время, тогда же ее попытались изменить — путем внед-
рения нового хозяйственного ме- ханизма (НХМ). Эксперимент проводился лишь в трех регионах, и фактически все свелось к бригадным формам работы и новшествам в оплате труда. Но, главное (и об этом почему-то сейчас говорить не принято), НХМ дал возможность государственным медучреждениям оказывать платные медуслуги населению и выполнять хоздоговорные работы. Тем самым гражданам предоставлялось право выбора, но под сомнение ставился основополагающий участковый принцип.

В начале 90-х годов государство в условиях построения рыночной экономики сделало разворот в сторону ОМС — системы, предполагающей не только иную модель финансирования — «деньги за пациентом», но и смену принципов работы всех звеньев отраслевой цепочки. Сегодня никто не может утверждать, что это решение было велением времени. Вспоминаю одно: слушали только тех, кто был «за».

Тогда, зная, как устроена система здравоохранения, понимая, что внедрение кардинально иного порядка финансирования отрасли с одновременной трансформацией организационных принципов медобеспечения может привести к необратимым последствиям, при создании (начиная с 1993 года) государственной системы ОМС мы просто подстроили новы...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.