Медицинский Вестник №32-33 (717-718) / 2015
Защита от халатности
Ошибка врача или медсестры, вызванная плохой организацией работы или отсутствием координации действий сотрудников ЛПУ, тем и страшна, что может обойтись пациенту очень дорого. Не стоит и говорить, что каждая такая оплошность бросает тень и на репутацию всего лечебного учреждения, в котором работают эти специалисты. Как искоренить подобные прискорбные промахи, которые мешают нормальной работе медиков?
Существует практическая дисциплина — риск-менеджмент, или управление рисками в ЛПУ, которая помогает снизить количество ошибок, совершаемых сотрудниками медицинской организации, вне зависимости от причин их возникновения. Так как же ее применять на практике?
Ошибка врача или медсестры, вызванная плохой организацией работы или отсутствием координации действий сотрудников ЛПУ, тем и страшна, что может обойтись пациенту очень дорого. Не стоит и говорить, что каждая такая оплошность бросает тень и на репутацию всего лечебного учреждения, в котором работают эти специалисты. Как искоренить подобные прискорбные промахи, которые мешают нормальной работе медиков?
Существует практическая дисциплина — риск-менеджмент, или управление рисками в ЛПУ, которая помогает снизить количество ошибок, совершаемых сотрудниками медицинской организации, вне зависимости от причин их возникновения. Так как же ее применять на практике?
ЧП можно было избежать
К серьезным подчас трагическим последствиям, вплоть до гибели пациента, может привести не только профессиональная ошибка врача, назначившего неправильное лечение, но и досадные «пустяки», которых и можно было бы избежать, но все «проморгали», вовремя не обратили на них внимания: например, медсестра не предложила проводить пожилого пациента в туалет, а он там упал и получил травму.
Так как же снизить риск возникновения подобных ошибок? Прежде всего, если случилось что-то экстраординарное, нарушающее отлаженный порядок работы системы оказания медицинской помощи, обязательно надо зарегистрировать ошибку, проанализировать, из-за чего она произошла, оценить опасность произошедшего и разработать план корректирующих действий, чтобы предотвратить возникновение новых ошибок не только в том отделении, где произошел инцидент, но и во всей клинике в целом.
Мы различаем понятия «ошибка» и «потенциальная ошибка». Что такое «потенциальная ошибка»? Как можно подвергать разбору то, чего еще не случилось? Давайте разберем на конкретном примере. Врач пишет назначения пациенту и делает ошибку: вместо 1,0 г антибиотика пишет 10,0. Если медсестра выполнила это назначение и ввела пациенту дозу препарата, которая в 10 раз превышает необходимую, и у пациента развились осложнения — это ошибка. Если же медсестра насторожится и уточнит у врача дозу, то врач ошибку вовремя исправит, а пациент получит правильное лечение. Это и есть «потенциальная ошибка», и такие случаи обязательно должны анализироваться и корректироваться. Например, если в клинике будет введена система электронной проверки правильности лекарственных назначений, которая «не пропустит» ошибку дозы, то она больше нигде и никогда не повторится.
Существуют общепринятые методики оценки потенциальной опасности произошедшего, которые позволяют разделить ошибки по степени риска и понять, какие из них надо испра...