Медицинский Вестник №14 (441) / 2008

Завотделением в Израиле: свобода и ответственность

1 апреля 2008

Деятельность заведующего отделением в госпитальной медицине Израиля, как, наверно, и повсюду, носит сложный многоуровневый характер. Помимо чисто профессиональных знаний и умений завотделением должен обладать навыками и способностями администратора, психолога, педагога… Последнее качество особенно востребовано, поскольку выход из стен университета после шести лет обучения — это вовсе не конец, а только начало длительного учебного пути израильского врача. На Земле обетованной он учится самым непосредственным и серьезным образом практически всю жизнь. Но прежде чем определить роль заведующего отделением в этом процессе, надо рассказать о кадровой структуре больничного отделения. Ведь кадры, как нам хорошо известно, во все времена и во всех странах решают все.

Деятельность заведующего отделением в госпитальной медицине Израиля, как, наверно, и повсюду, носит сложный многоуровневый характер. Помимо чисто профессиональных знаний и умений завотделением должен обладать навыками и способностями администратора, психолога, педагога… Последнее качество особенно востребовано, поскольку выход из стен университета после шести лет обучения — это вовсе не конец, а только начало длительного учебного пути израильского врача. На Земле обетованной он учится самым непосредственным и серьезным образом практически всю жизнь. Но прежде чем определить роль заведующего отделением в этом процессе, надо рассказать о кадровой структуре больничного отделения. Ведь кадры, как нам хорошо известно, во все времена и во всех странах решают все.

В отделениях крупных больниц существует три статуса врача. Первый уровень — стажеры. Закончивший шестилетнее университетское обучение и сдавший экзамены получает диплом врача (МД-medical doctor), но не получает права работать врачом. Чтобы получить такое право, претендент должен, как говорят в Израиле, “сделать стаж”. Стажировка длится год. Она строго регламентирована, то есть осуществляется по четырем направлениям — основным специальностям, которые делятся равномерно на весь год: терапия, хирургия, педиатрия, акушерство и гинекология. Стажер должен последовательно проработать во всех соответствующих отделениях. С момента, когда молодой врач приступил к стажировке, он получает зарплату. Платит государство. Кто в какую больницу попадет — неизвестно. Это решается жеребьевкой. Устройство “по блату”, таким образом, исключено. Стажер делает самую элементарную работу: прием, осмотр и выписку больных, заборы крови и тому подобное. Через год, успешно выполнив всю программу, он получает право работать врачом.

Перед стажером, получившим возможность работать врачом, есть две дороги. Первая — стать врачом общей практики. Вторая — пройти тренинг по одной из специальностей, на иврите — итмахут, по-английски — residence. Теоретически человек, прошедший стажировку и получивший разрешение, может работать, скажем, хирургом, но практически его никто на эту должность не возьмет. Вот врачи, проходящие тренинг, и есть вторая и важнейшая категория больничных медиков, на них держится работа всей больницы и отделения в частности.

Тренинг мало напоминает российскую ординатуру или аспирантуру. Человек, поступивший на тренинг, как и на стажировке, проходит ряд четко оговор...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.