Терапия №8 (приложение) / 2025

АПРОБАЦИЯ ЦИФРОВОГО ТРЕНАЖЕРА АУСКУЛЬТАЦИИ С ПОДДЕРЖКОЙ НЕЙРОСЕТЕВОЙ ЯЗЫКОВОЙ МОДЕЛИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

18 ноября 2025

ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, г. Рязань, Россия

Актуальность. Аускультация остается важнейшим клиническим навыком, однако традиционное обучение ограничено доступностью и вариативностью случаев. Цифровые симуляторы обеспечивают масштабируемый доступ к редким феноменам. Встроенные подсказки на основе нейросетевой языковой модели позволяют снижать когнитивную нагрузку и оперативно разъяснять термины, что повышает эффективность самостоятельной работы студентов.

Цель исследования. Оценить пригодность и краткосрочную учебную эффективность цифрового тренажера аускультации с контекстной подсказкой нейросетевой модели в образовательной среде.

Материалы и методы. Тренажер (свидетельство о регистрации программы для ЭВМ №2025661319, РФ, 2025) включает учебный режим с многократным прослушиванием феноменов и подсказками модели и тестовый режим без подсказок. Библиотека содержит 5 кардиологических и 10 пульмонологических шумов. В апробации участвовали 20 врачей и 109 студентов 4-6 курсов. Программа устанавливалась на ноутбуки с Windows 10/11.

Основным исходом было число верных ответов при распознавании звуков; сравнения выполнены непараметрическими методами при p <0,05. Подгруппа студентов (n=38) прошла повторное тестирование через 1 неделю.

Результаты. Медиана правильных ответов по дыхательным шумам составила 7[6;8] у врачей и 7[6;7] у студентов; по сердечным — 2,5[2;3] и 2[2;3] соответственно. Различий между группами не выявлено. При повторном тестировании студентов достоверного прироста по дыхательным фе...

Бельских Э.С., Урясьев О.М., Юневич Е.А., Столяров Э.В., Глотов С.И.
Статья платная, чтобы прочесть ее полностью, вам необходимо произвести покупку