Терапия №8 (приложение) / 2025
АПРОБАЦИЯ ЦИФРОВОГО ТРЕНАЖЕРА АУСКУЛЬТАЦИИ С ПОДДЕРЖКОЙ НЕЙРОСЕТЕВОЙ ЯЗЫКОВОЙ МОДЕЛИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, г. Рязань, Россия
Актуальность. Аускультация остается важнейшим клиническим навыком, однако традиционное обучение ограничено доступностью и вариативностью случаев. Цифровые симуляторы обеспечивают масштабируемый доступ к редким феноменам. Встроенные подсказки на основе нейросетевой языковой модели позволяют снижать когнитивную нагрузку и оперативно разъяснять термины, что повышает эффективность самостоятельной работы студентов.
Цель исследования. Оценить пригодность и краткосрочную учебную эффективность цифрового тренажера аускультации с контекстной подсказкой нейросетевой модели в образовательной среде.
Материалы и методы. Тренажер (свидетельство о регистрации программы для ЭВМ №2025661319, РФ, 2025) включает учебный режим с многократным прослушиванием феноменов и подсказками модели и тестовый режим без подсказок. Библиотека содержит 5 кардиологических и 10 пульмонологических шумов. В апробации участвовали 20 врачей и 109 студентов 4-6 курсов. Программа устанавливалась на ноутбуки с Windows 10/11.
Основным исходом было число верных ответов при распознавании звуков; сравнения выполнены непараметрическими методами при p <0,05. Подгруппа студентов (n=38) прошла повторное тестирование через 1 неделю.
Результаты. Медиана правильных ответов по дыхательным шумам составила 7[6;8] у врачей и 7[6;7] у студентов; по сердечным — 2,5[2;3] и 2[2;3] соответственно. Различий между группами не выявлено. При повторном тестировании студентов достоверного прироста по дыхательным фе...











