Медицинский Вестник №7 (584) / 2012

20 лет спустя. Заметки непостороннего

1 марта 2012

В прошлом году система ОМС праздновала юбилей — прошло 20 лет с момента принятия первого закона, вводящего в отечественное здравоохранение понятие медицинское страхование. Некоторыми выводами, сделанными на основе анализа работы системы за это время, делится человек, стоявший у истоков зарождения обязательного медицинского страхования в России, доктор экономических наук, профессор Владимир ГРИШИН.

В прошлом году система ОМС праздновала юбилей — прошло 20 лет с момента принятия первого закона, вводящего в отечественное здравоохранение понятие медицинское страхование. Некоторыми выводами, сделанными на основе анализа работы системы за это время, делится человек, стоявший у истоков зарождения обязательного медицинского страхования в России, доктор экономических наук, профессор Владимир ГРИШИН.

Мы наш, мы новый

Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР» подписан Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным 28 июня 1991 года. Обратите внимание на название страны и дату, Ельцин еще Председатель Верховного Совета РСФСР... Скоро август, череда эпохальных событий, изменивших политические и социально-экономические основы нашего государства (вскоре оно распадется на части), неясность вектора его развития, начало ломки модели социального обеспечения, снижение благосостояния граждан, развитие платности, отход от социальных гарантий, принципов солидарности и справедливости...

На появление либерального толка закона о медицинском страховании сначала даже не обратили особого внимания, поскольку никто не понимал, что на самом деле произошло и каковы будут последствия его внедрения для отечественного здравоохранения, в основе деятельности которого были кардинально иные экономические и организационные прин-ципы.

Даже краткий анализ принятого в 1991 году закона о медицинском страховании свидетельствует о большом количестве организационно-финансовых вопросов и нестыковок, на которые невозможно было получить внятный ответ, а семинары-конференции на эту тему не вносили ясности.

Соединим воедино наиболее существенные пробелы закона в редакции 1991 года:

— отсутствие концепции и неясный экономический механизм ОМС, включая вопросы управления системой ОМС и в целом здравоохранением;

— фонды здравоохранения, по сути, подменяющие органы управления отраслью всех уровней;

— право органов исполнительной власти самостоятельно устанавливать размер финансирования этих фондов;

— перечисление взносов на работающих и неработающих напрямую в страховые компании, которые могут быть любой формы собственности;

— предоставление страховщикам и пациентам широких прав выбора при медицинском обеспечении без учета принципов его организации, правил построения сети и порядка финансирования медицинских учреждений;

— отсутствие регламентации предоставления услуг по ДМС и пр.

Из этого становились понятными возможные последствия внедрения в жизнь данного законодательного акта: кардинальное изменение (точнее — слом) системы управления отраслью и экономического механизма функционирования всех ее звеньев при необоснованных преференциях зарождающемуся частному сектору.

Разработка закона происходила на фоне эйфории от некоторых успехов при проведении экспериментов по повышению эффективности использования коечного фонда и внедрения в отдельных территориях нового хозяйственного механизма. При этом не учитывалось, что нововведения по рациональному использованию средств и повышению зарплат персонала касались лишь внутриотраслевых ресурсов и механизмов их использования, а извне резко увеличился лишь поток от платных и договорных работ и услуг.

ОМС — это экономический стержень здравоохранения на современном этапе развития страны

Новации не касались основополагающих принципов построения системы отечественного здравоохранения (в частности участкового), которые действуют до сих пор, а градостроительные планы по-прежнему предписывают организовывать поликлиники и больницы, мощность которых определяется исходя из численности населения и уровня его заболеваемости. Но многим тогда казалось, что стоит только поменять или добавить еще один источник средств и будет изобилие...

Дополнительный источник

Общение в те годы со специалистами различного уровня свидетельствовало об одном — обязательное медицинское страхование никто не рассматривал как целостную систему, приходящую на смену прежней системе здравоохранения. Практически все представляли ОМС лишь как некий и, что главное, исключительно дополнительный источник финансирования отрасли.

Характерно, что в Указе Президента России «О неотложных мерах по стабилизации уровня жизни населения Российской Федерации в 1993 году» (март 1993 г.) признавалось целесообразным обеспечить в 1993 году дополнительное финансирование государственных и муниципальных учреждений здравоохранения за счет средств на ОМС.

Государство понимало, что установленный размер тарифа на ОМС мал и не имеет экономического обоснования, поэтому пыталось исправ...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.