Медицинский Вестник №25 (410) / 2007
A POSTERIORI / ИСХОДЯ ИЗ ОПЫТА: Сложнейшие методы осваивают не мэтры, а молодежь
Все чаще звучат мнения о низком качестве знаний выпускников, их профессиональной незрелости. И все же нет однозначной трактовки этой проблемы. Многие считают нормой естественное продолжение процесса обучения и профессионального становления молодых специалистов на рабочем месте в лечебном учреждении. Более того, именно молодым врачам свойственны смелость, незашоренность, свобода от догм. Именно они чаще всего берутся за освоение новых технологий в медицине. Такую уверенность высказал в беседе с нашим корреспондентом Екатериной Тригубович заведующий первым хирургическим отделением Кемеровской областной клинической больницы кандидат медицинских наук Алексей Маркович ЦИГЕЛЬНИК. В отделении общехирургического профиля выполняют операции различной степени сложности как плановые, так и по экстренным показаниям. Поток больных огромный: с начала этого года лечение прошли около 600 пациентов. А врачей в отделении всего восемь, из них трое — молодые специалисты.
Я категорически не согласен, что все молодые врачи дилетанты и ничего не стоят с профессиональной точки зрения. В первую очередь надо сказать, что качество подготовки студентов непосредственно зависит от ситуации, сложившейся в сфере образования в последние 10 лет. Студенты являются ее заложниками. Главная проблема — отсутствие системы стимулов для преподавателей медицинских вузов обучать будущих врачей качественно и добросовестно. Эта серьезная проблема, возможно, получит свое разрешение в ходе реформы системы образования.
С другой стороны, студенты-медики по мере обучения, прохождения практики на клинических базах начинают понимать, что их путь в профессию долог, тернист и вовсе не усыпан розами. Более того, врачебный долг подразумевает полную самоотдачу и служение пациенту. Однако вряд ли они обернутся радужными перспективами и материальной выгодой. Эти вложения окупаются годами. Даже при благоприятном стечении обстоятельств, когда карьера молодого врача будет складываться наилучшим образом, на профессиональное становление понадобится не менее 8—10 лет. Большинство стремится достичь желаемого значительно быстрее. Так уж устроены люди.
Затрагивая тему качества вузовской подготовки, важно отметить, что дело даже не в отсутствии у выпускников специальных знаний или умений — все это дается в рамках утвержденных программ. В образовании молодых врачей не хватает степени и качества освоения полученных знаний. Этот этап для них начинается с работы в лечебном учреждении, а должен проходить еще во время обучения. Но более всего недостает молодым врачам общеуниверситетской базовой подготовки. Не хватает того, что дает человеку кругозор, фундаментальные мировоззренческие и культуроло...