Медицинский Вестник №28 (455) / 2008
Азы конкуренции
Мировой опыт доказывает, что система обязательного медицинского страхования эффективно развивается только при создании конкурентной среды для страховых медицинских организаций, широком внедрении страховых принципов. Условия для реализации этих принципов появились в Прикамье не так давно. Об опыте и первых результатах внедрения конкурентных моделей в деятельность страховщиков рассказывает исполнительный директор Пермского краевого фонда ОМС, кандидат медицинских наук
Вадим Владимирович БАБИН.
Свобода выбора
В 2004 г. среднедушевой норматив в нашем регионе впервые был установлен в размере, рекомендованном Правительством России. Решение приняло Законодательное собрание по инициативе губернатора. Уже в 2005 г. бюджет фонда вырос почти на миллиард руб., причем большая часть пришла из региональной казны.
Но чтобы эти средства эффективно работали на пациента, гарантировали ему доступность и высокое качество услуг, губернатор О.А.?Чиркунов поставил задачу изменить механизм финансирования лечебных учреждений, создать условия для формирования конкурентной среды. В послании к депутатам Законодательного собрания руководитель региона подчеркнул, что у человека должно быть реальное право на выбор поликлиники, больницы через свободу выбора страховой медицинской компании. В какую больницу человек обратится за врачебной помощью, туда за ним пойдут и государственные деньги. Это обеспечит доступ к бюджетным ресурсам на конкурсной основе частным и негосударственным структурам, откроет дорогу реальной конкуренции в сфере здравоохранения. Сегодня часть задач уже реализована.
Указом губернатора Пермской области от 24 июня 2005 г. неработающее население впервые получило право самостоятельно выбирать страховщика в системе ОМС. Предпосылкой для перехода на новую модель стали изменения в Бюджетном кодексе РФ и в бюджетном законодательстве региона, вступившие в силу 1 января 2005 г. Если прежде страхователем неработающего населения выступали органы местного самоуправления, то в новых условиях средства ОМС были консолидированы в региональном бюджете, а страхователем стала областная администрация. Передав право выбора страховой компании самим застрахованным, губернатор фактически исключил властное звено, игравшее роль посредника между страховщиком и клиентом. Отношения сторон обрели предельную прозрачность. Страховщики оказались в условиях,...