Фарматека №12 (285) / 2014
Целесообразность и эффективность обучающих программ для пациенток, страдающих предменструальным синдромом (результаты когортного перекрестного исследования)
(1) ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России, Москва; (2) ФБУН «НИИ дезинфектологии» Роспотребнадзора, Москва; (3) ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва
Проведено когортное перекрестное исследование (метод исследования – анкетирование), целью которого была оценка целесообразности и эффективности образовательных программ, включающих обучение здоровому образу жизни девушек-студенток, страдающих предменструальным синдромом (ПМС). При анкетировании 201 студентки из г. Курска ПМС был выявлен у 112 (55,7 %) девушек, разделенных на 2 группы. Для студенток I группы был проведен обучающий семинар по специально разработанной программе и даны рекомендации по питанию, физическим нагрузкам и т.д., следование которым способствовало снижению тяжести ПМС для 60,4 % респонденток. Девушкам II группы семинар проведен после повторного анкетирования. Результаты проведенного исследования показали целесообразность внедрения и распространения обучающих программ и семинаров для девушек-студенток, страдающих ПМС.
Одним из основных направлений медицины стала профилактика заболеваний, поэтому весьма важно для этих целей постоянное внедрение и широкое использование немедикаментозных и физических методов лечения, коррекции поведения, направленных на снижение заболеваемости, уменьшение влияния различных патологических состояний на социальную жизнь пациентов и их окружения.
Для оценки целесообразности и эффективности внедрения программ по обучению здоровому образу жизни девушек-студенток, страдающих предменструальным синдромом (ПМС), было проведено проспективное когортное исследование.
Материал и методы
Для возможного включения в исследование была опрошена 201 студентка двух факультетов Курского педагогического университета по специально разработанной анкете, которая для определения наличия, тяжести ПМС и оценки эффективности обучающей программы включила 10-балльную шкалу, где 0 = отсутствие симптомов, 1–3 = незначительные, 4–6 = умеренные, 7–10 = тяжелые проявления.
В исследование были включены девушки с умеренными и тяжелыми проявлениями ПМС, не имеющие тяжелой сопутствующей патологии, не принимающие гормональные и психотропные препараты. Респондентки были распределены в 2 группы: в I (основную) включены 59 студенток исторического факультета, во II (группу сравнения) – 53 студентки филологического факультета с аналогичным по тяжести течением ПМС. После анкетирования для студенток I группы был проведен обучающий семинар, включивший освещение вопросов физиологии женского организма, ПМС, особенностей его течения; даны рекомендации по ведению здорового образа жизни, коррекции питания, необходимости соблюдения режима труда, отдыха и т.д. Длительность занятий составила 2 часа 15 минут, включая 45-минутное анкетирование. Повторное анкетирование было проведено через 3,5 месяца (по окончании исследования), после чего проводился обучающий семинар для II ...