Фарматека №12 (285) / 2014

Целесообразность и эффективность обучающих программ для пациенток, страдающих предменструальным синдромом (результаты когортного перекрестного исследования)

15 сентября 2014

(1) ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России, Москва; (2) ФБУН «НИИ дезинфектологии» Роспотребнадзора, Москва; (3) ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва

Проведено когортное перекрестное исследование (метод исследования – анкетирование), целью которого была оценка целесообразности и эффективности образовательных программ, включающих обучение здоровому образу жизни девушек-студенток, страдающих предменструальным синдромом (ПМС). При анкетировании 201 студентки из г. Курска ПМС был выявлен у 112 (55,7 %) девушек, разделенных на 2 группы. Для студенток I группы был проведен обучающий семинар по специально разработанной программе и даны рекомендации по питанию, физическим нагрузкам и т.д., следование которым способствовало снижению тяжести ПМС для 60,4 % респонденток. Девушкам II группы семинар проведен после повторного анкетирования. Результаты проведенного исследования показали целесообразность внедрения и распространения обучающих программ и семинаров для девушек-студенток, страдающих ПМС.

Одним из основных направлений медицины стала профилактика заболеваний, поэтому весьма важно для этих целей постоянное внедрение и широкое использование немедикаментозных и физических методов лечения, коррекции поведения, направленных на снижение заболеваемости, уменьшение влияния различных патологических состояний на социальную жизнь пациентов и их окружения.

Для оценки целесообразности и эффективности внедрения программ по обучению здоровому образу жизни девушек-студенток, страдающих предменструальным синдромом (ПМС), было проведено проспективное когортное исследование.

Материал и методы

Для возможного включения в исследование была опрошена 201 студентка двух факультетов Курского педагогического университета по специально разработанной анкете, которая для определения наличия, тяжести ПМС и оценки эффективности обучающей программы включила 10-балльную шкалу, где 0 = отсутствие симптомов, 1–3 = незначительные, 4–6 = умеренные, 7–10 = тяжелые проявления.

В исследование были включены девушки с умеренными и тяжелыми проявлениями ПМС, не имеющие тяжелой сопутствующей патологии, не принимающие гормональные и психотропные препараты. Респондентки были распределены в 2 группы: в I (основную) включены 59 студенток исторического факультета, во II (группу сравнения) – 53 студентки филологического факультета с аналогичным по тяжести течением ПМС. После анкетирования для студенток I группы был проведен обучающий семинар, включивший освещение вопросов физиологии женского организма, ПМС, особенностей его течения; даны рекомендации по ведению здорового образа жизни, коррекции питания, необходимости соблюдения режима труда, отдыха и т.д. Длительность занятий составила 2 часа 15 минут, включая 45-минутное анкетирование. Повторное анкетирование было проведено через 3,5 месяца (по окончании исследования), после чего проводился обучающий семинар для II ...

А.В. Ледина, В.Н. Прилепская, В.Г. Акимкин
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.