Медицинский Вестник №27 (532) / 2010
Девальвация ответственности и как c ней бороться
Сегодня во всем мире идет осмысление того, каким должно быть медицинское образование, целью которого является раскрытие творческого потенциала и возможностей самореализации личности врача на благо общества. Медицинский мир является микромоделью нашего общества, а медработники — частью социума. Часто в конфликтных ситуациях между врачом и пациентом выясняется, что основная часть претензий связана не столько с профессиональной подготовкой или врачебными ошибками, сколько с нарушениями принципов деонтологии, несоблюдением клинического этикета.
Плачевные результаты
Девальвация чувства ответственности врача за жизнь пациента — самое ужасающее явление в современном медицинском сообществе. Столь неблагоприятную ситуацию необходимо исправлять, воспитывая и просвещая не только студентов, но и работающих врачей. В стандартных же программах по специализации и усовершенствованию, например врачей-педиатров, вопросам этики и деонтологии уделяется ничтожно мало времени, без учета реальной потребности. Вопросы врачебной этики приобрели особую остроту в результате изменения социально-экономических отношений, кризиса здравоохранения, чему способствовали остаточный принцип финансирования, низкая зарплата, появление рыночных отношений в медицине.
Представляет интерес определение уровня осведомленности практических врачей в основополагающих вопросах деонтологии. С этой целью на факультете последипломного образования Астраханской государственной медицинской академии в течение двух лет в начале курса усовершенствования проводилось анонимное анкетирование врачей-педиатров.
Врачам-педиатрам со стажем работы от 5 до 40 лет предлагалось заполнить специально разработанную нами анкету (заочный опрос проводился анонимно). Предложенные вопросы касались правовых, этических и деонтологических аспектов медицины.