Кардиология №7 / 2016

Дезадаптивная реакция и развитие артериальной гипертензии в условиях профессионального стресса

27 июля 2016

ГБОУ ВПО Южно-Уральский государственный медицинский университет Минздрава РФ, Челябинск

Цель исследования. Сопоставить распространенность дезадаптивных реакций с риском развития артериальной гипертензии (АГ) и сердечно-сосудистого ремоделирования. Материал и методы. Проведено сплошное клинико-инструментальное исследование, включившее 1321 работника локомотивных бригад, с последующим 12-летним наблюдением 472 участников исследования. Машинисты с дезадаптивными реакциями отличались от группы с нормальной напряженностью адаптационных процессов большей массой миокарда левого желудочка и толщиной интимы—медии сонной артерии независимо от уровня артериального давления (АД). По данным 12-летнего наблюдения, у 380 из 472 человек сохранялся нормальный уровень АД, у 87 развилась АГ, 5 участников исследования были исключены из анализа в связи с выявленной симптоматической АГ. У лиц с развившейся АГ, по данным СМИЛ (стандартизованный многофакторный метод исследования личности), определялись подъемы по шкалам 2 (пессимистичности), ­
8 (индивидуалистичности) и 6 (ригидности). В профиле выявлялся смешанный тип реагирования, при котором высокая потребность самореализации сочеталась со столь же высоким самоконтролем и тенденцией к сдерживанию поведенческих реакций.

Психоэмоциональное напряжение и хронический стресс широко распространены среди операторских профессий [1], в числе которых такие массовые профессии, как водители различных видов транспорта. В процессе работы осуществляется качественная и количественная взаимосвязь психологических качеств: внимание, воля, утомление, значимость работы и эффективность деятельности. Плотность потока информации создает основу для эмоционального напряжения у машиниста. Успешность профессиональной деятельности в значительной степени зависит от индивидуальных психологических характеристик и лежащих в их основе нейрофизиологических особенностей центральной нервной системы (ЦНС) [2—6]. При психофизиологическом несоответствии требованиям своей профессии, с одной стороны, ­и необходимостью продуктивной и надежной работы, с другой, машинист вынужден постоянно использовать дополнительные ресурсы организма, позволяющие компенсировать указанное несоответствие, что с неизбежностью приводит к развитию адаптационного синдрома, а в ряде случаев – ­к расстройству вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы (ССС) и соматическим расстройствам, в том числе артериальной гипертонии (АГ) [7—12].

Цель исследования — сопоставить распространенность дезадаптивных реакций с риском развития АГ и ремоделирования ССС.

Материал и методы

В 1998 г. проведено сплошное клинико-инструментальное исследование, включившее 1321 работника локомотивных бригад станции Челябинск в возрасте 20—54 года. Период наблюдения закончен в 2010 г.

Нормальный уровень артериального давления (НАД) выявлен у 1083 (82%) человек, высокий нормальный уровень АД (ВНАД) наблюдался у 95 (7,2%) человек, АГ – у 143 (10,8%), в соответствии с рекомендациями ВНОК (2004) [13].

У 629 человек с НАД проведено когортное обсервационное проспективное исследование. Период наблюдения составил 12 лет (4 осмотра с шагом в 3 года). Заключительное обследование прошли 472 (83,2%) человека, при этом у 380 сохранялся нормальный уровень АД, у 87 развилась гипертоническая болезнь (ГБ) I—II стадии, у 5 — симптоматическая АГ­ (они исключены из анализа).

Всем включенным в исследование участникам проводили следующие обследования:

1. Физический осмотр с трехкратным измерением уровня АД­ с интервалом 2 мин дважды с перерывом между визитами ­не менее недели [13].

2. Выявление факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний.

3. Эхокардиография (ЭхоКГ) и допплер-ЭхоКГ по стандартной методике с вычислением массы миокарда левого желудочка (ММЛЖ). За гипертрофию миокарда ЛЖ у мужчин принимали показатели ≥125 г/м2 [13].

4. Измерение толщины интимы—медии (ТИМ) в общей сонной артерии проводили по задней стенке на протяжении 2 см проксимальнее бифуркации. Проводили 5 измерений ­с интервалом 2 мм с обеих сторон с вычислением среднего ­из полученных 10 показателей.

5. Психофизиологические исследования проводили на базе­ Дорожного психофизиологического центра ст. Челябинск, ­они включали оценку уровня бдительности (готовностк экстренному действию) в условиях монотонно действующих факторов, скорость переключения внимания, эмоциональной устойчивости (помехоустойчивости), стрессоустойчивости, простой и сложной реакций на движущийся объект.

6. Заполнялся опросник СМИЛ (стандартизованный многофакторный метод исследования личности) [3].

Результаты оценивали по 10 базисным и 3 шкалам достоверности. Десять базисных шкал включали шкалы «невротического сверхконтроля» (1), «пессимистичности» (2),­ «эмоциональной лабильности» (3), «импульсивности» (4),­ «мужественности—женственности» (5), «ригидности» (6),­ «тревожности» (7), «индивидуалистичности» (8), «оптимизма­ и активности» (9), «социальной интроверсии» (0), шкалы достоверности — «лжи» (L), «собственно достоверности» (F), «коррекции» (К).

Тестирование и обработку результатов производили ­с помощью компьютерной версии теста СМИЛ «Зеркало». Результаты тестирования рассматривали как достоверные ­ в случае, если показатели по шкалам L и К не превышали ­ 70 баллов,...

Сорокин А.В., Григоричева Е.А., Евдокимов В.В.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.