Фарматека №1-2 / 2023

Динамика взаимосвязи самоотношения и самоактуализации у студентов медвузов

14 апреля 2023

1) Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента ДЗМ, Москва, Россия;
2) Московский университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского, Москва, Россия;
3) Российский государственный социальный университет, Москва, Россия

Обоснование. Анализируется проблема взаимосвязи самоотношения и самоактуализации студентов медвузов. Стремление к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей студентов 1-го курса осуществляется прежде всего за счет получения информации о самом себе и благосклонного отношения к самому себе, у студентов 4-го курса – за счет позитивного отношение к себе, самодоверия и способности принимать себя такими, какие они есть на самом деле, на основе реальных и глубоких знаний о себе.
Цель исследования: выявить динамику взаимосвязи самоотношения и самоактуализации студентов – будущих врачей в процессе их обучения в вузе.
Методы. Исследование осуществлялось в on-line-режиме. В нем приняли участие 530 студентов медицинских вузов России, из которых 320 – студенты 1-го курса и 210 – 4-го. В исследовании использовались две диагностические методики: методика САТ (русскоязычная версия методики POI – Personal Orientation Inventory, E. Shostrom) и Тест самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев). Основной метод исследования – это метод поперечных срезов. Статистические методы включали расчет U-критерия Манна–Уитни (для несвязных выборок) и метод ранговой корреляции Спирмена.
Результаты. Выявлены различия между группами студентов 1-го и 4-го курсов медицинских вузов в показателях независимости ценностей и суждений, способности выражать свои мысли и чувства спонтанно и прямо, а также в показателях самоинтереса и самообвинения. Различия между группами проявляются и в характере взаимосвязей самоактуализации и самоотношения студентов.
Заключение. Результаты исследования свидетельствуют в целом о развитии у будущих врачей черт самоактуали-зирующейся личности в процессе их обучения в вузе, однако выявлено, что для многих студентов – выпускников медицинских вузов характерно снижение чувствительности к проблемам и креативности, что может быть обусловлено как субъективными, так и объективными факторами. Выявленная динамика взаимосвязей самоотношения и самоактуализации студентов медицинских вузов обусловливает целесообразность организации специальных тренинговых занятий со студентами – будущими врачами, ориентированных на оказание им помощи в саморазвитии и самоактуали-зации.

Введение

Самоотношение затрагивает все сферы жизни человека, позволяя адекватно воспринимать себя и окружающих в соответствии с ситуацией и реальными жизненными событиями. Выпускник медицинского вуза может избегать негативных последствий профессиональной деятельности, если на адаптационном этапе его профессионализации учтет особенности динамики взаимосвязи отношения к себе и самоактуализации.

Впервые термин «самоактуализация» появился в трудах K. Holstein. Автор охарактеризовал самоактуализацию как существенный мотив человеческой жизни, направленный на удовлетворение человеческих потребностей [1]. «Самоактуализация этимологически происходит от слова “актуализация”, что означает переход из состояния возможности в состояние действительности», – подмечает О.О. Лимонова [2].

Большое внимание изучению самоактуализации уделяли зарубежные исследователи, такие как в гуманистической психологи A. Maslow, K. Rogers, G. Allport, R. Assagioli и др.; в гештальт-терапии F. Perls и др.; в социокультурном психоанализе K. Horney, E. Fromm и др.; психоанализе K. Jung, A. Adler и др.; экзистенциальной психологии D. Bujenthal, R. May и др.

О сущности и механизмах самоактуализации личности в отечественной науке разработано много теорий. Методологическим ядром объяснения самоактуализации личности в этих теориях выступает деятельностный подход. Авторы в рамках деятельностного подхода, такие как А.Н. Леонтьев, П.Л. Гальперин, Г.П. Щедровицкий, С.Л. Рубинштейн и др.; философско-антропологического подхода, такие как Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, К.Ч. Мухаметджанов, а далее системного и акмеологического, такие как Г.Б. Ананьев, А.Г. Асмолов, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, А.В. Брушлинский, А.А. Деркач, В.Н. Мясищев и др., обращаются к этому явлению, трактуя внутренний мир личности. Эти подходы стали теоретической и методологической базой изучения потенциала человека.

Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков определяют самоактуализацию как процесс становления человека субъектом собственной жизни, который требует от него усвоения норм и методов деятельности, правил сообщества, основных смыслов и ценностей, регулирующих совместную жизнь людей в обществе [3]. Понять самость – значит увидеть идеальную, явно осознанную необходимость пребывания в мире реальности. Только осознание этой истинно духовной реальности позволяет человеку открыть свою субъектную реальность как проекцию самого себя, полагали авторы [4].

Современные исследователи конкретизируют представления о самоактуализации, ее структуре, проявлениях в разном возрасте. Как процесс реализации индивидуальности человека трактуется самоактуализация в работах Е.Н. Расторгуевой? По словам автора, процесс реализации индивидуальности человека направлен на «...более полное осуществление постоянно развивающегося потенциала человека через различные виды активности, в системе которых ведущую роль играет субъектная активность, когда человек выстраивает связи с миром в соответствии со своим внутренним миром (своей индивидуальностью)...» [5]. Понятие самоактуализация означает, с точки зрения Е.Е. Вахромова, «...особый вид деятельности, реальный процесс развития и саморазвития человека» [6]. Е.В. Ильина, А.А. Пытина и другие исследователи вслед за А. Маслоу выделяют такие черты самоактуализирующейся личности, как тождественное восприятие реальности, деятельный образ жизни, принятие себя и других, спонтанность проявлений, бизнес-ориентация, автономия и независимость, оперативность оценок, отсутствие проявлений неприязни, демократия, стабильные моральные нормы, интуитивность и творческий подход в мышлении. «Чем большему числу критериев соответствует личность, тем более она самоактуализирована», – пишут авторы [7].

Самоактуализация будущего профессионала теснейшим образом связана со становлением его самосознания, как, впрочем, и самоотношение. Самоотношение – это тип эмоционального переживания, который отражает собственное отношение человека к тому, что он «открывает» о себе [8, 9]. Эмоционально-ценностное отношение к себе, проявляющееся как положительно (чувство собственного достоинства, уважение к себе, гордость), так и отрицательно (чувство неполноценности, недовольство собой), является одной из важнейших составляющих личности.

Сравнивая показатели самоотношения группы стажеров и студентов выпускных курсов, А.С. Кузьмина выявила, что в первой группе они ниже [10]. Это свидетельствует о неподготовленности выпускников вузов к самостоятельной профессиональной деятельности. Автор делает вывод, согласно которому современная система образования не в полной мере отвечает потребностям практики в подготовки специалистов. На практике это приводит к высокой текучести кадров, неспособности специалиста реализовать имеющийся потенциал.

Существует ряд исследований, доказывающих связь самоотношения с перфекционизмом ...

Бонкало Т.И., Шмелева С.В., Аралова Е.В., Ковалева М.А., Еремин М.В.
Статья платная, чтобы прочесть ее полностью, вам необходимо произвести покупку
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.