Фарматека №1-2 / 2023
Динамика взаимосвязи самоотношения и самоактуализации у студентов медвузов
1) Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента ДЗМ, Москва, Россия;
2) Московский университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского, Москва, Россия;
3) Российский государственный социальный университет, Москва, Россия
Обоснование. Анализируется проблема взаимосвязи самоотношения и самоактуализации студентов медвузов. Стремление к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей студентов 1-го курса осуществляется прежде всего за счет получения информации о самом себе и благосклонного отношения к самому себе, у студентов 4-го курса – за счет позитивного отношение к себе, самодоверия и способности принимать себя такими, какие они есть на самом деле, на основе реальных и глубоких знаний о себе.
Цель исследования: выявить динамику взаимосвязи самоотношения и самоактуализации студентов – будущих врачей в процессе их обучения в вузе.
Методы. Исследование осуществлялось в on-line-режиме. В нем приняли участие 530 студентов медицинских вузов России, из которых 320 – студенты 1-го курса и 210 – 4-го. В исследовании использовались две диагностические методики: методика САТ (русскоязычная версия методики POI – Personal Orientation Inventory, E. Shostrom) и Тест самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев). Основной метод исследования – это метод поперечных срезов. Статистические методы включали расчет U-критерия Манна–Уитни (для несвязных выборок) и метод ранговой корреляции Спирмена.
Результаты. Выявлены различия между группами студентов 1-го и 4-го курсов медицинских вузов в показателях независимости ценностей и суждений, способности выражать свои мысли и чувства спонтанно и прямо, а также в показателях самоинтереса и самообвинения. Различия между группами проявляются и в характере взаимосвязей самоактуализации и самоотношения студентов.
Заключение. Результаты исследования свидетельствуют в целом о развитии у будущих врачей черт самоактуали-зирующейся личности в процессе их обучения в вузе, однако выявлено, что для многих студентов – выпускников медицинских вузов характерно снижение чувствительности к проблемам и креативности, что может быть обусловлено как субъективными, так и объективными факторами. Выявленная динамика взаимосвязей самоотношения и самоактуализации студентов медицинских вузов обусловливает целесообразность организации специальных тренинговых занятий со студентами – будущими врачами, ориентированных на оказание им помощи в саморазвитии и самоактуали-зации.
Введение
Самоотношение затрагивает все сферы жизни человека, позволяя адекватно воспринимать себя и окружающих в соответствии с ситуацией и реальными жизненными событиями. Выпускник медицинского вуза может избегать негативных последствий профессиональной деятельности, если на адаптационном этапе его профессионализации учтет особенности динамики взаимосвязи отношения к себе и самоактуализации.
Впервые термин «самоактуализация» появился в трудах K. Holstein. Автор охарактеризовал самоактуализацию как существенный мотив человеческой жизни, направленный на удовлетворение человеческих потребностей [1]. «Самоактуализация этимологически происходит от слова “актуализация”, что означает переход из состояния возможности в состояние действительности», – подмечает О.О. Лимонова [2].
Большое внимание изучению самоактуализации уделяли зарубежные исследователи, такие как в гуманистической психологи A. Maslow, K. Rogers, G. Allport, R. Assagioli и др.; в гештальт-терапии F. Perls и др.; в социокультурном психоанализе K. Horney, E. Fromm и др.; психоанализе K. Jung, A. Adler и др.; экзистенциальной психологии D. Bujenthal, R. May и др.
О сущности и механизмах самоактуализации личности в отечественной науке разработано много теорий. Методологическим ядром объяснения самоактуализации личности в этих теориях выступает деятельностный подход. Авторы в рамках деятельностного подхода, такие как А.Н. Леонтьев, П.Л. Гальперин, Г.П. Щедровицкий, С.Л. Рубинштейн и др.; философско-антропологического подхода, такие как Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, К.Ч. Мухаметджанов, а далее системного и акмеологического, такие как Г.Б. Ананьев, А.Г. Асмолов, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, А.В. Брушлинский, А.А. Деркач, В.Н. Мясищев и др., обращаются к этому явлению, трактуя внутренний мир личности. Эти подходы стали теоретической и методологической базой изучения потенциала человека.
Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков определяют самоактуализацию как процесс становления человека субъектом собственной жизни, который требует от него усвоения норм и методов деятельности, правил сообщества, основных смыслов и ценностей, регулирующих совместную жизнь людей в обществе [3]. Понять самость – значит увидеть идеальную, явно осознанную необходимость пребывания в мире реальности. Только осознание этой истинно духовной реальности позволяет человеку открыть свою субъектную реальность как проекцию самого себя, полагали авторы [4].
Современные исследователи конкретизируют представления о самоактуализации, ее структуре, проявлениях в разном возрасте. Как процесс реализации индивидуальности человека трактуется самоактуализация в работах Е.Н. Расторгуевой? По словам автора, процесс реализации индивидуальности человека направлен на «...более полное осуществление постоянно развивающегося потенциала человека через различные виды активности, в системе которых ведущую роль играет субъектная активность, когда человек выстраивает связи с миром в соответствии со своим внутренним миром (своей индивидуальностью)...» [5]. Понятие самоактуализация означает, с точки зрения Е.Е. Вахромова, «...особый вид деятельности, реальный процесс развития и саморазвития человека» [6]. Е.В. Ильина, А.А. Пытина и другие исследователи вслед за А. Маслоу выделяют такие черты самоактуализирующейся личности, как тождественное восприятие реальности, деятельный образ жизни, принятие себя и других, спонтанность проявлений, бизнес-ориентация, автономия и независимость, оперативность оценок, отсутствие проявлений неприязни, демократия, стабильные моральные нормы, интуитивность и творческий подход в мышлении. «Чем большему числу критериев соответствует личность, тем более она самоактуализирована», – пишут авторы [7].
Самоактуализация будущего профессионала теснейшим образом связана со становлением его самосознания, как, впрочем, и самоотношение. Самоотношение – это тип эмоционального переживания, который отражает собственное отношение человека к тому, что он «открывает» о себе [8, 9]. Эмоционально-ценностное отношение к себе, проявляющееся как положительно (чувство собственного достоинства, уважение к себе, гордость), так и отрицательно (чувство неполноценности, недовольство собой), является одной из важнейших составляющих личности.
Сравнивая показатели самоотношения группы стажеров и студентов выпускных курсов, А.С. Кузьмина выявила, что в первой группе они ниже [10]. Это свидетельствует о неподготовленности выпускников вузов к самостоятельной профессиональной деятельности. Автор делает вывод, согласно которому современная система образования не в полной мере отвечает потребностям практики в подготовки специалистов. На практике это приводит к высокой текучести кадров, неспособности специалиста реализовать имеющийся потенциал.
Существует ряд исследований, доказывающих связь самоотношения с перфекционизмом ...