Медицинский Вестник №36 (505) / 2009
Доблестный собеседник на пиршестве ума
Франсуа Рабле по праву считают крупнейшим из писателей французского Возрождения и одним из величайших гуманистов Европы. По силе своего воздействия на умы творчество Рабле сравнивают с «Божественной комедией» Данте. В честь него назван кратер на Меркурии. Имя его еще при жизни было окружено ореолом легенд, невероятных историй, ему приписывали многие высказывания в стиле героев его романа. Отсюда многие даты и события его биографии тесно переплелись с вымыслом и до сих пор не могут считаться окончательно установленными. В то же время по прошествии веков вместо образа развеселого кюре, беспутного зубоскала, циника и драчуна Франсуа Рабле на первый план выходит личность энциклопедически образованного человека, ученого, лингвиста, филолога, публициста, писателя, анатома, физиолога, ботаника, археолога, выдающегося врача…
Путь к духовному сану
Точная дата рождения Рабле неизвестна. Чаще всего называют 1494 год. Родился он в Шиноне, по одним данным,в семье мелкого судебного чиновника, по другим, он был сыном содержателя кабака (некоторые утверждают — аптекаря, занимавшегося и питейной торговлей), рано лишился матери или был отвергнут ею. Прямо из кабацкой среды, где проходят первые годы жизни Франсуа, он в 1510 году, по воле отца, становится учеником во францисканском монастыре Сёльи, оттуда попадает в монастырь Де Ля Бометт, затем, также в качестве ученика, в кордельерское аббатство в Фонтене Леконт, где пробыл до 1524 года и принял сан священника. Сохранилось известие, что во время этих переходов он встретил среди своих товарищей-учеников юношу, который впоследствии послужил ему образцом для одной из самых выдающихся фигур в его романе — монаха Жана де Энтомуара (Жана Зубодробителя).
Духовные подвиги мало соблазняли молодого Рабле, и монашеская жизнь находилась в резком противоречии с его натурой, неприязненной всяким мистическим крайностям и аскетическому умерщвлению плоти. Вместе с тем монастырский быт давал ему драгоценный материал для будущих сатирических изображений, предоставляя возможность при известном материальном обеспечении заниматься «гуманистическими» науками, которые все больше увлекали молодого Рабле. И он засел за учебу, одолел латынь, принялся за греческий. Когда же неудовольствие монахов, которому немало способствовали издевательства Рабле над ними, приняло форму преследования, Франсуа бежал из монастыря и хотя скоро вернулся, но через год окончательно вышел из францисканского ордена и перешел в бенедиктинский. В монастырь он, однако, уже не поступал и в качестве простого священника жил при дворе епископа мальезесского Жоффруа д"Эстиссака, отличавшегося образованностью и эпикурейскими наклонностями и собиравшего вокруг себя многих французских «гуманистов». Весьма вероятно, что к этому же времени относится начало отношений Рабле с Эразмом Роттердамским, к которому он всегда питал глубочайшее уважение, называя его своим «отцом» и даже «матерью».
Ревностно изучающий медицину
Покровительство епископа и влиятельных братьев дю Белле, игравших значительную роль в истории тогдашнего просвещения, позволило Рабле в 1528 году отправиться в Париж, где, не обременяя себя исполнением своих церковных обязанностей, он занялся естествознанием и медициной, которые все более увлекали его. Считают, что именно там, в Сорбонне, Рабле и начал официально изучать медицину. Подтверждением этому является тот факт, что, поступив в 1530 г. на медицинс...