Медицинский Вестник №28 (533) / 2010

Доктор Пирогов VS доктор Хаус

1 октября 2010

Мотивом для написания этой статьи стал факт огромной популярности среди студентов-медиков американского телесериала «Dr. House» и его главного героя — гениального врача-диагноста Грегори Хауса. В дискуссиях по этическим вопросам медицинской практики студенты все чаще обращаются к авторитету доктора Хауса, что свидетельствует о мощном воздействии телевидения на формирование нового образца для подражания у российской медицинской молодежи.

Мотивом для написания этой статьи стал факт огромной популярности среди студентов-медиков американского телесериала «Dr. House» и его главного героя — гениального врача-диагноста Грегори Хауса. В дискуссиях по этическим вопросам медицинской практики студенты все чаще обращаются к авторитету доктора Хауса, что свидетельствует о мощном воздействии телевидения на формирование нового образца для подражания у российской медицинской молодежи.

Уходящая натура

В проведенном нами опросе студентов 2 курса лечебного и педиатрического факультетов на вопрос: «К кому из двух докторов вы пошли бы лечиться или привели своих близких (при равном оснащении больниц)?» — ответы разделились так: 37% — к Пирогову, 23% — к Хаусу, 25% — затруднились с ответом. А на вопрос: «Какой из докторов «круче»?» — ответы почти сравнялись: Пирогов — 28%, Хаус — 22%, затруднились с ответом — 35%.

Многим могут показаться незначительными эти результаты опроса мнений студентов, который носил характер более интеллектуальной игры, нежели серьезного исследования. Но настораживающая тенденция в растущей популярности американского героя все же прослеживается. Студенты смотрят сериал не только по ЦТ, но и через Интернет, на CD-DVD. Чем же определяется наша настороженность? Она связана, прежде всего, с кардинальным изменением образа врача на телеэкране и характером воздействия этого изменения на моральное сознание студенческой молодежи.

По-видимому, проходит время популярности телевизионных врачей — героев отечественного кинематографа, самоотверженно борющихся за жизнь человека, творящих чудеса бескорыстного самоотверженного служения больному, с любовью и сочувствием дежурящих днями и ночами у постелей своих пациентов и готовых преодолеть немыслимые преграды ради их спасения. Но надо отдавать себе отчет, что вместе с потерей таких идеальных героев могут уйти из реальности и врачи, «делающие себя» на образах таких героев.

Профессия врача в отечественном кинематографе всегда была символом благородства, которое сочетало в себе высочайший профессионализм и лучшие нравственные качества, включая ответственную гражданскую позицию. В картине «Дети Дон Кихота» врач (в исполнении Анатолия Папанова) усыновлял брошенных в родильном доме детей. Как правило, роли благородных докторов доставались самым уважаемым и талантливым актерам. Это и Борис Чирков в роли нейрохирурга Чижова («Верные друзья»), и Вячеслав Тихонов в роли военного врача, главного героя фильма «Сердце забьется вновь», и Алексей Баталов («Дорогой мой человек»), и Андрей Мягков («Ирония судьбы, или С легким паром!»). В нашем современном кино это Олег Меньшиков в роли пастернаковского доктора Живаго, Евгений Евстигнеев в роли профессора Преображенского в «Собачьем сердце», Юрий Соломин в образе хирурга Градова, который в телесериале «Московская сага» показан не только профессионалом, но и гражданином, противостоящим политическому режиму. Авторы сериала «9 месяцев» не скрывали, что фильм и положительный образ врача-акушера (Сергей Гармаш) должны были способствовать решению одной из насущных проблем нашего общества — поднять уровень рождаемости.

Героям отечественного кинематографа подражали, преодолевая свои ли...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.