Медицинский Вестник №22 (599) / 2012
Доступно всем и каждому
Защита прав застрахованных всегда была и остается одной из главных задач в деятельности территориальных фондов ОМС. Однако в каждом регионе России используется сочетание как общих для всех форм и методов этой работы, так и тех ее вариантов, которые учитывают местную специфику. Об опыте организации защиты прав застрахованных в Ростовской области корреспондент «МВ» Елена Козлова беседует с директором территориального фонда ОМС Александром ЛЕВЧЕНКО.
— Судя по историческим документам, на Дону еще в прошлом веке существовала традиция защищать права жителей области на получение медицинской помощи. Это действительно так?
— Да, это так. В Ростове-на-Дону и Нахичевани-на-Дону во второй половине XIX века практиковался так называемый больничный сбор на бесплатное лечение населения в размере 1 рубля с каждого жителя названных городов. После принятия 23 июня (6 июля по новому стилю) 1912 года закона Российской империи «Об обеспечении рабочих на случай болезни» на Дону стали создаваться больничные кассы — прообраз сегодняшнего фонда и работающих с ним страховых медицинских компаний. Причем Ростов-на-Дону был одним из немногих городов России, где незадолго до Февральской революции 1917 года при больничных кассах были организованы лечебницы, в которых могли получить медицинскую помощь не только рабочие, но и члены их семей.
Как известно, больничные кассы, представлявшие страховую медицину, просуществовали в отечественном здравоохранении до начала 30-х годов. А спустя шесть десятилетий эта «прервавшаяся связь времен» была восстановлена. И 15 июля нынешнего года коллектив территориального фонда ОМС Ростовской области отметил столетие создания страховой системы на Дону, а также и день своего рождения.
— И в день рождения, как это принято, вы, наверное, говорили и о внедренных в последнее время в практику работы ТФОМСа инновационных методах?
— Обязательно. К примеру, 5 лет назад Ростовская область вместе с Санкт-Петербургом выступили инициаторами создания представительств страховых компаний в медицинских учреждениях. В настоящее время такие представительства функционируют в 120 медицинских учреждениях нашего региона. В конфликтных ситуациях пациенты имеют возможность сразу обратиться к представителям СМО, которыми на месте может быть решен самый широкий спектр вопросов: начиная с преодоления организационных затруднений при обращении за медицинской помощью до разъяснения обоснованности (или необоснованности) платных услуг. Разумеется, все эти вопросы решаются только при тесном контакте и взаимопонимании представителей с руководителями медицинских организаций.
Поначалу главные врачи воспринимали наличие на своей территории таких представителей в штыки, относились к ним, как ...