Фарматека №4 (257) / 2013
Эффективность амброксола гидрохлорида при сухом и влажном кашле: особенности применения в педиатрической практике
Обсуждается проблема лечения кашля, часто сопровождающего болезни органов дыхания у детей. Основное внимание уделено особенностям применения препаратов амброксола гидрохлорида, которые широко и эффективно используются в педиатрической практике. Их представитель Лазолван характеризуется высокой муколитической эффективностью с выраженным отхаркивающим действием, противоспалительным и антиоксидантным действиями, а также стимулирует синтез сурфактанта. Лазолван имеет различные лекарственных формы, что позволяет применять его детям, особенно младшего возраста. Препарат хорошо переносится и практически не имеет побочных эффектов.
Педиатр на практике довольно часто сталкивается с респираторными проблемами, будь то острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) или острый, или обструктивный, бронхит. Болезни органов дыхания являются самой частой патологией детского возраста и составляют более 60 % всей заболеваемости у детей. Практически всегда подобные заболевания сопровождаются сухим или влажным кашлем – это самый частый симптом, с которым обращаются родители больного ребенка к врачу [1]. Постоянно встает вопрос: какой препарат выбрать для эффективного дренажа бронхиального дерева, разжижения вязкой мокроты и купирования кашля у данного пациента и когда его назначить? Казалось бы, такой простой симптом, но как трудно порой бывает установить его причину и правильно выбрать препарат терапии. Некоторые авторы указывают более 50 причин появления кашля. Наверное, поэтому мукоактивные, или т.н. отхаркивающие, препараты являются сегодня не только самыми часто используемыми лекарственными средствами, но и самыми доступными в аптечной сети.
Кашель (от лат. – tussis) – это рефлекторный акт (защитный механизм), играющий большую роль в самоочищении дыхательных путей: трахеи и бронхов как от инородных тел, попавших извне, так и от эндогенно образовавшихся продуктов (слизи, крови, гноя, продуктов тканевого распада и т. д.). Главная функция кашля – восстановление проходимости дыхательных путей путем удаления секрета и восстановления транспорта бронхиального секрета (мукоцилиарного клиренса). Физиологи утверждают, что в течение дня здоровый ребенок может покашлять 10–15 раз – обычно по утрам. Редкие кашлевые толчки физиологичны, они удаляют скопление слизи из гортани. Иногда это происходит даже незаметно для родителей и не должно их тревожить, что вполне нормально и объяснимо. Ребенок, особенно младшего возраста, имеет маленький рост и поэтому он вдыхает самую загрязненную часть воздуха – обычно на расстоянии 60–70 см от пола, а кашель является естественной реакцией очищения дыхательных путей. За сутки через дыхательные пути и легкие проходит огромный объем холодного и загрязненного воздуха (до 12 тыс. литров). При этом в дистальных отделах дыхательных путей оседает до 50 % частиц диаметром 5 мкм и до 70 % – диаметром 2 мкм. Очень мелкие частицы диаметром менее 0,5 мкм выдыхаются во время выдоха и частично при вдохе, не успевая осесть на слизистой оболочке дыхательных путей. Примечательно, что бактериальные клетки (диаметр 0,5–3 мкм) имеют все шансы закрепиться в дыхательных путях. Становится понятно, насколько важен для ребенка кашель как охранительный (защитный) рефлекс.
Каждый педиатр хорошо знает, что детский организм имеет определенный набор сложных рефлексов в зависимости от возраста. Важно иметь в виду, что кашлевой рефлекс ребенка хоть и врожденный, однако окончательная способность эффективно откашливать мокроту формируется у него только к 4–6 годам. Этот факт необходимо учитывать при оценке состояния ребенка такого возраста во время болезни, при выборе лекарственного средства и различных реабилитационных мероприятий, например при проведении массажа грудной клетки, дренаже бронхиального дерева и дыхательной гимнастике.
Физиологические особенности детского организма также определяют тактику лечения. Носоглотка совсем маленьких детей устроена так, что бoльшая часть слизистых выделений при насморке стекает по задней стенке глотки и попадает на голосовые связки, раздражая их и вызывая рефлекторный кашель. То же происходит и при прорезывании зубов, когда усиливается слюноотделение.
Детский кашель отличается от взрослого не только причинами возникновения, но и клиническими проявлениями. Кашель больного ребенка от незаметного покашливания, практически не оказывающего влияния на его самочувствие и поведение, изменяется до сильного, мучительного, приступообразного, сопровождающегося рвотой (из-за высокого рвотного рефлекса у детей), сопровождается беспокойством, болевым синдромом, при этом нарушаются сон, самочувствие и поведение. В связи с этим вопрос быстрого выбора муколитического средства особенно актуален для педиатров [2–4].
Еще одна особенность детского организма – способность секретировать мокроту с нормальными реологическими свойствами – формируется только к 5–6 годам, поэтому изначально у детей секрет более вязкий. К тому же не сформировано важное реологическое свойство мокроты скользить по стенкам бронхов, снижена мышечная работа бронхиального дерева – все это приводит к т. н. непродуктивному кашлю (нет признаков выделения мокроты, хотя мы понимаем, что она образуется). К другим важным анатомо-физиологическим особенностям органов дыхания у детей также относятся относительно узкие и короткие дыхательные пути, меньший объем гладкой мускулатуры, несовершенство коллатеральной вентиляции, гиперплазия железистой ткани.
Для того чтобы правильно сориентироваться и поставить диагноз, педиатры должны обращать внимание на следующие характеристики кашля: ритм, тембр, характер, интенсивность, время его появления, положение т...