Медицинский Вестник №19 (668) / 2014
Экзистенциальный взгляд
В конце апреля этого года в Госдуме РФ состоялся круглый стол «Правовое регулирование суррогатного материнства: семейно-правовой аспект». Перед началом заседания участникам было предложено заполнить анкету, выбрав один из трех вариантов: запретить применение суррогатного материнства (СМ); применение нуждается в дополнительном регулировании; оставить все, как есть. После завершения дискуссии подсчитали результаты: за запрещение высказались 7%, за дополнительные ограничения — 61%, за имеющееся правовое поле — 32%. Эти результаты в той или иной мере отражают мнение о суррогатном материнстве в нашем обществе.
В конце апреля этого года в Госдуме РФ состоялся круглый стол «Правовое регулирование суррогатного материнства: семейно-правовой аспект». Перед началом заседания участникам было предложено заполнить анкету, выбрав один из трех вариантов: запретить применение суррогатного материнства (СМ); применение нуждается в дополнительном регулировании; оставить все, как есть. После завершения дискуссии подсчитали результаты: за запрещение высказались 7%, за дополнительные ограничения — 61%, за имеющееся правовое поле — 32%. Эти результаты в той или иной мере отражают мнение о суррогатном материнстве в нашем обществе.
В ходе голосования, проведенного на круглом столе «Правовое регулирование суррогатного материнства: семейно-правовой аспект», состоявшегося в конце апреля в Госдуме РФ, за запрет этого явления высказались 7% опрошенных, за введение дополнительных ограничений — 61%, а 32% посчитали имеющееся правовое поле вполне адекватным. По мнению доцента кафедры медицинского права НГМУ Татьяны Сидоровой, эти цифры отражают сложившееся отношение к суррогатному материнству: из всех методов вспомогательных репродуктивных технологий именно оно вызывает наиболее неоднозначное отношение и наибольшие возражения в обществе.
Моральные допущения
Чуть ранее, в январе 2014 г., на кафедре медицинского права и биоэтики в Новосибирском государственном медицинском университете состоялся круглый стол с аналогичной тематикой и примерно таким же составом участников (врачи, юристы, представители общественных организаций, госструктур и др.). Симптоматично, что на обоих мероприятиях наблюдалось несовпадение в оценке прежде всего между врачами, специалистами клиник ЭКО и остальными участниками.
Занимаясь изучением этических вопросов, возникающих при использовании технологий вспомогательной репродукции в течение последних лет, могу заметить, что из всех методов вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) именно суррогатное материнство вызывает наиболее неоднозначное отношение и наибольшее возражение в обществе. Это говорит о том, что моральные допущения, которые предполагают рождение нанятой женщиной генетически неродного ребенка с последующим отказом от него в пользу других родителей (или одного родителя), приходят в противоречие с традиционными семейными ценностями. Телевидение не раз воспроизводило драматические истории, в которых понятия «мать и дитя», «материнская любовь» получали значения, противоположные принятой нравственной позиции. Не напрасно в русском языке появилось слово со сниженной ценностной коннотацией: «суррогатное материнство».
Не только медицинский вопрос
Основные этически...