Эпидемиология и Инфекционные болезни. Актуальные вопросы №6 / 2012
Эпидемиология как «общемедицинская» диагностическая и профилактическая наука на современном этапе
Военно-медицинская академия им. С.М.Кирова, Санкт-Петербург
В статье освещаются итоги научной и практической деятельности кафедр эпидемиологии профилактических факультетов ВУЗов Российской Федерации, направленной на формирование системы подготовки врачей по вопросам эпидемиологии неинфекционных болезней. Рассмотрены перспективы совершенствования взаимодействия санитарно-эпидемиологических учреждений и структур, занимающихся вопросами профилактики неинфекционной патологии среди населения.
Более 10 лет тому назад, 24 октября 2001 г., на базе кафедры эпидемиологии Нижегородской государственной медицинской академии состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы преподавания эпидемиологии». Наиболее актуальными темами, вызвавшими острую полемику, были: современный взгляд на предмет эпидемиологии и правомерность включения в эту дисциплину «эпидемиологии неинфекционных болезней»; перспективы преподавания в соответствии с международными стандартами; совершенствование теории эпидемического процесса. Конференция инициировала обсуждение этих вопросов в медицинских журналах эпидемиологического профиля, на различных форумах, а также на заседаниях Учебно-методической комиссии (УМК) по эпидемиологии. Дискуссии продолжались и после «насильственного» включения Российской высшей школы в Болонский процесс, уже на фоне результатов первых опытов преподавания по-новому, которое началось с 2002 г. на профильных кафедрах ведущих медицинских ВУЗов. Особенно жаркая полемика состоялась в Москве на заседании УМК в расширенном составе при обсуждении учебного пособия для ВУЗов под авторством В.В. Власова (2004).
Главный итог упомянутых событий состоит в том, что эпидемиологическое педагогическое сообщество перешло от категорического неприятия значительной его частью эпидемиологии неинфекционных болезней как самостоятельной дисциплины к конструктивной критике. Надо отдать должное представителям Московской и Нижегородской эпидемиологических школ – именно их критический анализ вскрыл трудности в теории и практике использования опыта эпидемиологов и преподавателей зарубежных школ в условиях России. Выводы этого анализа способствовали разработке полезных предложений по использованию эпидемиологических методов при изучении профилактических аспектов актуальных соматических болезней не только в преподавании, но и в практической работе по их предупреждению среди населения. Сегодня всем понятно, что эпидемиология неинфекционных болезней de facto состоялась, несмотря на ряд непроработанных теоретических и, особенно, практических проблемных вопросов, и обратного пути нет. Нелишне было бы напомнить, как начинался и протекал процесс перестройки преподавания эпидемиологии по-новому, как преодолевались трудности научного, терминологического и методического плана, проанализировать сегодняшнее состояние дел по данной проблематике и наметить пути дальнейшей работы в этом направлении.
Как известно, основоположником интеграционного направления в отечественной эпидемиологической науке является проф. В.А. Башенин, который еще в 40-х годах прошлого века ставил вопрос о более широком использовании эпидемиологического метода для решения проблем популяционной диагностики и профилактики неинфекционных болезней в СССР. Но тогда эпидемиологи были поглощены борьбой с массовыми контагиозными болезнями, а профилактикой соматических заболеваний занимались организаторы здравоохранения, гигиенисты, токсикологи, клиницисты, в том числе поликлинического профиля, а также другие специалисты по своим направлениям и в своих специфических интересах. Единого руководства, полномочий и ответственности за состояние профилактики всей неинфекционной заболеваемости в стране не было, как не было в ВУЗах учебных программ, учебников, методических пособий. Содержание переводных зарубежных трудов противоречило отечественным традициям преподавания и вносило путаницу в терминологию. Эпидемиологи были не против использования упомянутыми специалистами эпидемиологического метода в указанных целях, но возражали против выделения отдельной дисциплины и специальных структур из состава санитарно-эпидемиологической службы, которые будут заниматься преподаванием и практической профилактической деятельностью в этой сфере. Считалось, что помимо гигиенистов и токсикологов, организаторы здравоохранения, поликлинические и санитарные врачи в целом справляются с этой задачей.
Этой позиции придерживался и акад. В.Д. Беляков, который считал, что при соматической заболеваемости нет эпидемического процесса, поскольку отсутствует паразитарная система, следовательно, для эпидемиологов нет предмета изучения. Только в начале 70-х годов прошлого века, изучив ряд документов ВОЗ, материалы нескольких международных симпозиумов по преподаванию эпидемиологии и проанализировав состояние профилактики соматических болезней в стране и за рубежом, он изменил свою точку зрения и стал поборником общемировой тенденции в эпидемиологии. В своих трудах и выступлениях он ссылался на зарубежный опыт и труды земских врачей, идеи и разработки В.А. Башенина. В.Д. Беляков первым из ученых такого ранга понял, что никто кроме эпидемиологов не сможет лучше обеспечить подготовку кадров для нового профилактического направления в здравоохранении, а в том, что за ним будущее, он не сомневался. Недаром в памяти многих учеников и последователей он остается ученым, опередившим свое время.
Начало пересмотру взглядов на упомянутую проблему, укоренившихся в эпидемиологическом сообществе стр...