Медицинский Вестник №22 (599) / 2012

Этажом выше

1 августа 2012

Принятый в ноябре прошлого года ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» запустил в регионах страны процесс передачи полномочий в сфере здравоохранения с муниципального на региональный уровень. Прежде всего изменения коснулись городских и сельских ЛПУ, которые теперь переходят в областное, краевое и республиканское подчинение. В большинстве регионов процесс идет по плану, однако есть и исключения. Не везде считают приемлемым формальный подход к передаче лечебной сети на уровень субъекта Федерации.

Принятый в ноябре прошлого года ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» запустил в регионах страны процесс передачи полномочий в сфере здравоохранения с муниципального на региональный уровень. Прежде всего изменения коснулись городских и сельских ЛПУ, которые теперь переходят в областное, краевое и республиканское подчинение. В большинстве регионов процесс идет по плану, однако есть и исключения. Не везде считают приемлемым формальный подход к передаче лечебной сети на уровень субъекта Федерации.

Красноярские власти не торопятся забирать у муниципалитетов полномочия по управлению учреждениями здравоохранения. Местный Минздрав выступает за создание единой системы управления ЛПУ в крае, однако многие главврачи считают, что часть функций стоит оставить администрациям территорий. В результате 149 учреждений здравоохранения региона пока остаются в статусе муниципальных.

— Положения ФЗ № 323 не предусматривают обязательную передачу всех учреждений на уровень субъекта Федерации, а оставляют такую возможность на усмотрение региона, — поясняет ситуацию начальник юридического отдела Министерства здравоохранения Красноярского края Елена Толокина. — Мы решили оставить прежнюю систему на период 2012—2013 годов. Если новая система и будет введена, то только с 1 января 2014 года.

Тем не менее, по словам представителя Минздрава, некоторая работа в этом направлении все же ведется. Так, в апреле текущего года по предложению местного Законодательного собрания была сформирована рабочая группа из представителей ТФОМС, крупнейших муниципалитетов, общественности и самих депутатов, которая должна обсудить этот вопрос и к 1 ноября подготовить соответствующие предложения. В частности, им необходимо заслушать мнения всех муниципалитетов, оценить все возможные риски, изучить другие организационные вопросы, чтобы сделать вывод, насколько введение новой системы в крае оправданно. Напомним, что в прошлом году краевой Минздрав уже изучал этот вопрос — тогда мнения глав городов и районов края разделились примерно поровну. Логично, что сторонниками сохранения муниципального здравоохранения выступили самые сильные из них: Красноярск, Таймыр, Норильск, Ачинск, а более слабые в основном приветствовали возможность отдать медицинскую сеть на попечение края.

— Мы считаем, что необходимо сформировать единую централизованную систему вертикали управления, — озвучивает позицию министерства Елена Толокина. — При нынешнем положении дел здравоохранением управляют точечно. Муниципалитетам это представляется правильным, однако это мешает кооперации лечебных учреждений. Переход на единую систему, разделенную на зоны, позволит более рационально использовать ресурсы и повысит степень ответственности самого министерства. Сегодня за состояние отрасли спрашивают с Минздрава, хотя полномочия долгое время были раскиданы на три уровня.

На усмотрение субъекта

Заместитель председателя Комитета по здравоохранению и социальной политике Законодательного собрания края Юрий Данильченко видит в возможном переходе на новую систему как положительные, так и отрицательные стороны.

— Минус в том, что в этом случае снижается ответственность глав муниципальных образований, а взаимодействовать с ними все равно придется. Например, при нехватке бензина для машин муниципалитет все равно сможет кивать на министерство. Но новая система позволяет нам избежать ситуации неверных, ангажированных кадровых решений. Известно, что нередко главные врачи муниципальных клиник — ставленники глав администраций. Теперь же мы сможем сохранять грамотных специалистов независимо от пожеланий местных руководителей. Передача полномочий упростит и вопрос снабжения больниц, — пояснил депутат.

При этом, по мнению Юрия Данильченко, переход на новую систему не окажет значительного влияния на бюджет, поскольку сейчас большинство муниципальных образований дотационны, и «потому вопрос финансирования можно решить просто перераспределением трансфертов». Впрочем, к решению вопроса о передаче полномочий необходимо относиться дифференцированно: оставлять часть функций тем муниципалитетам, которые и сейчас с ними достойно справляются.

Поспешай, не торопясь

В Пермском крае также решили взвешенно подходить к вопросу о передаче полномочий. Согласно краевому закону от 07.12.2011 № 864-ПК «О передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий по организации оказания медицинской помощи» в регионе сохранено муниципальное здравоохранение. В первой половине года на уровень субъекта были переданы только наиболее крупные стационары.

— Мы должны внимательно проанализировать всю сеть — а у нас в нее входят более 260 учреждений, — пояснял официальную позицию руководства здравоохранения края начальник Управления по организации медицинской помощи взрослому населению и лекарственному обесп...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.