Фарматека №7 (122) / 2006

Фармакотерапия гиперактивности с дефицитом внимания у детей: зарубежный и российский опыт

1 января 2006

Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания (ГРДВ) – самая частая причина нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте. Однако в отсутствие своевременных диагностических и коррекционных мероприятий проявления ГРДВ, претерпевая определенную возрастную трансформацию, продолжают оказывать негативное влияние на различные стороны жизни человека практически на всем ее протяжении. Важное место в лечении ГРДВ занимает медикаментозная терапия. Широкое применение в лечении ГРДВ за рубежом находят стимуляторы ЦНС метилфенидат и декстроамфетамин, которые доступны в различных формах короткого и длительного действий. Новым эффективным препаратом, специально разработанным для лечения ГРДВ, является атомоксетина гидрохлорид (Страттера), который не относится к числу стимуляторов ЦНС. Отечественными специалистами при лечении ГРДВ традиционно используются препараты ноотропного ряда. Их применение при ГРДВ патогенетически обосновано, поскольку ноотропные препараты оказывают стимулирующее действие на недостаточно сформированные у детей этой группы когнитивные функции (внимание, память, организацию, программирование и контроль психической деятельности, речь, праксис). Применение нейролептиков при ГРДВ регламентированно – они показаны лишь в наиболее трудных для лечения случаях, сопровождающихся стойкими нарушениями поведения.

Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания (ГРДВ) – самая частая причина нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте. ГРДВ проявляется не свойственными для нормальных возрастных показателей двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Распространенность ГРДВ высока, им страдают около 5 % детей школьного возраста, причем мальчики в гораздо большей степени подвержены развитию этого патологического состояния по сравнению с девочками.

Клиническая картина и диагностика ГРДВ

Симптомы ГРДВ, как правило, отмечаются у ребенка окружающими взрослыми начиная с трех–четырехлетнего возраста и всегда до 7 лет. Когда такой ребенок становится старше и поступает в школу, у него возникают дополнительные сложности, поскольку начало обучения предъявляет новые, более высокие требования к личности ребенка и его интеллектуальным возможностям. Именно в эти годы становятся очевидными нарушения внимания, а также трудности освоения школьных навыков и слабая успеваемость, неуверенность в себе и заниженная самооценка.

Постановка диагноза ГРДВ основывается на критериях МКБ–10 ВОЗ [1]. Одновременно используются критерии классификации Американской психиатрической ассоциации DSM–IV [2], рекомендованные ВОЗ для практического применения при ГРДВ. Согласно этим критериям, ГРДВ характеризуется не соответствующими нормальным возрастным характеристикам и свидетельствующими о недостаточных адаптационных возможностях симптомами нарушений внимания, гиперактивности и импульсивности. Симптомы постоянно сохраняются как минимум 6 месяцев и имеют степень выраженности, свидетельствующую о плохой адаптации ребенка. Недостаточная адаптация проявляется в различных ситуациях (дома, в школе, общественных местах), несмотря на соответствие уровня интеллектуального развития нормальным возрастным показателям. Основные проявления ГРДВ по классификации DSM–IV [2] приводятся в табл. 1.

В клинической практике детская гиперактивность и нарушения внимания чаще всего обусловлены ГРДВ. Однако эти нарушения могут служить внешними признаками ряда других состояний. В связи с этим необходимо тщательно разграничивать ГРДВ с широким кругом состояний, сходных с ним лишь внешними проявлениями, но существенно отличающихся от ГРДВ как по причинам, так и по методам коррекции [3]. К их числу относятся:

  • индивидуальные особенности личности и темперамента: характеристики поведения активных детей не выходят за границы возрастной нормы, уровень развития высших психических функций хороший;
  • тревожные расстройства: особенности поведения ребенка связаны с действием психотравмирующих факторов;
  • резидуальные явления перенесенной черепно–мозговой травмы, нейроинфекции, интоксикации;
  • астенический синдром при соматических заболеваниях;
  • эндокринные заболевания (патология щитовидной железы);
  • расстройства развития школьных навыков: дислексия, дисграфия, дискалькулия;
  • сенсоневральная тугоухость;
  • эпилепсия (абсансные формы; симптоматические, локально обусловленные формы; побочные эффекты противоэпилептической терапии);
  • наследственные синдромы: Туретта, Вильямса, Смита–Мажениса, Беквита–Видемана, фрагильной Х–хромосомы;
  • психические расстройства: нарушения поведения; аффективные расстройства (настроения); умственная отсталость; аутизм; шизофрения.

Раннее выявление ГРДВ и безотлагательное проведение коррекционных мероприятий с применением эффективных современных методов позволяют достигать значительных результатов. Коррекция ГРДВ должна носить комплексный характер и объединять различные подходы, в т. ч. методы модификации поведения (специальные воспитательные приемы для родителей и педагогов), психолого–педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозное лечение [3].

ГРДВ длительное время рассматривалось как расстройство детского возраста. Однако результаты специальных исследований показали, что примерно у 30–70 % пациентов его симптомы, претерпевая определенную возрастную трансформацию, продолжают отмечаться во взрослом возрасте [4, 5]. В этих случаях ставится диагноз резидуальной формы ГРДВ в соответствии с критериями классификации DSM–IV. От проявлений ГРДВ страдают не только непосредственно пациенты, но и члены их семей, педагоги, сослуживцы, т. е. они оказывают деструктивное влияние на жизнь и человека с ГРДВ, и окружающих его людей. В связи с этим особую остроту приобретает проблема своевременной диагностики и лечения ГРДВ в детском возрасте.

Лечение ГРДВ

Важное место в лечении ГРДВ у детей занимает медикаментозная терапия. Она назначается по индивидуальным показаниям в тех случаях, когда когнитивные и поведенческие нарушения у гиперактивного ребенка не могут быть преодолены лишь с помощью методов поведенческой терапии, психолого–педагогической коррекции и пс...

!-->
Н.Н. Заваденко, А.С. Петрухин, Ю.Б. Белоусов, Н.Ю. Суворинова
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.