Терапия №1 (11) / 2017
Формирование молодых ученых, или «Как выращивать цветы»
В педагогическом процессе важно не только предоставление информации об определенном виде человеческой деятельности (получение знаний) и формирование профессиональных навыков и способности их использования (компетенции), а также обретение приемлемых для общества в целом и для профессионального сообщества в частности морально-волевых и этических качеств. Для опережающего развития нации важно выявление наиболее способных лиц и их специальная подготовка для обеспечения процесса познания (выявления новых закономерностей или технических решений), что чаще всего ассоциируется с развитием науки. Таким образом, в этом последнем, но не в самом незначимом аспекте педагогической деятельности вырисовывается достаточно ясная цель: выявление способных к научной деятельности лиц, стимуляция мотиваций и формирование навыков научной деятельности. Эта цель определяет конкретные задачи:
- Выявление среди обучающихся лиц с креативным мышлением.
- Выявление среди обучающихся лиц с организаторскими способностями.
- Поддержка мотиваций к научной деятельности.
- Создание условий для реализации научной деятельности.
- Обучение правилам организации научной деятельности (науковедение).
- Обучение навыкам внедрения результатов научных исследований.
- Формирование навыков организации научных мероприятий.
В конце XX и начале XXI в. научные исследования приобретают в большей степени прикладной характер (в медицине – это развитие диагностических, профилактических, лечебных и реабилитационных медицинских технологий). Теоретические исследования также смещаются в сторону использования их результатов в дальнейшей практической деятельности. Практически уходят в небытие умозрительно мотивированные исследования (познание ради познания). Это определяется потребностями общества и соответствующей мотивацией исследователей со стороны общества (гранты, клинические исследования, венчурные технологии, вознаграждение по результатам внедрения медицинских технологий и др.). При этом важно понимать, что новые медицинские технологии: редко значимо улучшают результаты; как правило, более дорогие не только за счет использования более дорогих материалов и средств, но и за счет существенных затрат на внедрение и продвижение; требуют организации продвижения; в ряде случаев могут создавать новые риски. Поэтому наиболее успешны новые медицинские технологии с очевидной эффективностью (в идеале подтвержденной с использованием методологии HTA – health technology assessment), относительно недорогие сами по себе и с точки зрения внедрения и продвижения и не создающие новых рисков или с легкоустранимыми рисками.
Для стимуляции научных исследований по разработке новых медицинских технологий важно определить, с одной стороны, роль наблюдений и экспериментов, а с другой стороны, роль интуиции, а также роль факторов, способствующих и препятствующих достижению цели. Итак, роль наблюдений и экспериментов – это:
- выявление относительно точных закономерностей и связей событий и фактов;
- сравнение с ранее полученными данными;
- в определенной мере перекладывание ответственности на других, поскольку нередко без достаточной критики используется информация, полученная другими исследователями;
- возмещение недостатка интуиции, а также ее тренировка;
- оценка рисков;
- тренировка аналитического мышления.
Нельзя не отметить особую роль наблюдений именно в медицинской науке. Во-первых, в силу особенностей профессиональной деятельности врачи чаще, чем представители других профессий используют наблюдения, которые становятся частью их повседневной работы. Во-вторых, именно клинические наблюдения нередко становятся главным мотиватором для проведения научных исследований. Роль интуиции: увлекательный творческий процесс с непрерывной генерацией идей; возмещение недостатка экспериментальных данных; преодоление противоречий, а иногда и избытка экспериментальных данных; самоудовлетворение и общественное признание; тренировка синтетического мышления. При этом в медицинской науке интуиция также имеет особое значение, поскольку врач-исследователь имеет дело со сверхсложной и саморегулируемой многоуровневой системой и практически никогда не в состоянии обеспечить идеальное моделирование эксперимента.
Для достижения цели необходимы:
- устойчивая мотивация;
- объективная оценка возможностей;
- здоровый авантюризм и способность отказа от стереотипов;
- образование (базовое образование и возможность доступа к специальным дополнительным знаниям);
- достаточное оснащение.
Препятствуют достижению цели:
- недостаточная вера в идею;
- несовпадение с личными мотивациями («невкусно») или низкий приоритет исследования;
- недооценка собственных возможностей;
- опасения осуждения или зависти коллег;
- сниженные моральные барьеры (долг обществу ниже долг...