Терапия №1 (11) / 2017

Формирование молодых ученых, или «Как выращивать цветы»

17 марта 2017

В педагогическом процессе важно не только предоставление информации об определенном виде человеческой деятельности (получение знаний) и формирование профессиональных навыков и способности их использования (компетенции), а также обретение приемлемых для общества в целом и для профессионального сообщества в частности морально-волевых и этических качеств. Для опережающего развития нации важно выявление наиболее способных лиц и их специальная подготовка для обеспечения процесса познания (выявления новых закономерностей или технических решений), что чаще всего ассоциируется с развитием науки. Таким образом, в этом последнем, но не в самом незначимом аспекте педагогической деятельности вырисовывается достаточно ясная цель: выявление способных к научной деятельности лиц, стимуляция мотиваций и формирование навыков научной деятельности. Эта цель определяет конкретные задачи:

  1. Выявление среди обучающихся лиц с креативным мышлением.
  2. Выявление среди обучающихся лиц с организаторскими способностями.
  3. Поддержка мотиваций к научной деятельности.
  4. Создание условий для реализации научной деятельности.
  5. Обучение правилам организации научной деятельности (науковедение).
  6. Обучение навыкам внедрения результатов научных исследований.
  7. Формирование навыков организации научных мероприятий.

В конце XX и начале XXI в. научные исследования приобретают в большей степени прикладной характер (в медицине – это развитие диагностических, профилактических, лечебных и реабилитационных медицинских технологий). Теоретические исследования также смещаются в сторону использования их результатов в дальнейшей практической деятельности. Практически уходят в небытие умозрительно мотивированные исследования (познание ради познания). Это определяется потребностями общества и соответствующей мотивацией исследователей со стороны общества (гранты, клинические исследования, венчурные технологии, вознаграждение по результатам внедрения медицинских технологий и др.). При этом важно понимать, что новые медицинские технологии: редко значимо улучшают результаты; как правило, более дорогие не только за счет использования более дорогих материалов и средств, но и за счет существенных затрат на внедрение и продвижение; требуют организации продвижения; в ряде случаев могут создавать новые риски. Поэтому наиболее успешны новые медицинские технологии с очевидной эффективностью (в идеале подтвержденной с использованием методологии HTA – health technology assessment), относительно недорогие сами по себе и с точки зрения внедрения и продвижения и не создающие новых рисков или с легкоустранимыми рисками.

Для стимуляции научных исследований по разработке новых медицинских технологий важно определить, с одной стороны, роль наблюдений и экспериментов, а с другой стороны, роль интуиции, а также роль факторов, способствующих и препятствующих достижению цели. Итак, роль наблюдений и экспериментов – это:

  • выявление относительно точных закономерностей и связей событий и фактов;
  • сравнение с ранее полученными данными;
  • в определенной мере перекладывание ответственности на других, поскольку нередко без достаточной критики используется информация, полученная другими исследователями;
  • возмещение недостатка интуиции, а также ее тренировка;
  • оценка рисков;
  • тренировка аналитического мышления.

Нельзя не отметить особую роль наблюдений именно в медицинской науке. Во-первых, в силу особенностей профессиональной деятельности врачи чаще, чем представители других профессий используют наблюдения, которые становятся частью их повседневной работы. Во-вторых, именно клинические наблюдения нередко становятся главным мотиватором для проведения научных исследований. Роль интуиции: увлекательный творческий процесс с непрерывной генерацией идей; возмещение недостатка экспериментальных данных; преодоление противоречий, а иногда и избытка экспериментальных данных; самоудовлетворение и общественное признание; тренировка синтетического мышления. При этом в медицинской науке интуиция также имеет особое значение, поскольку врач-исследователь имеет дело со сверхсложной и саморегулируемой многоуровневой системой и практически никогда не в состоянии обеспечить идеальное моделирование эксперимента.

Для достижения цели необходимы:

  • устойчивая мотивация;
  • объективная оценка возможностей;
  • здоровый авантюризм и способность отказа от стереотипов;
  • образование (базовое образование и возможность доступа к специальным дополнительным знаниям);
  • достаточное оснащение.

Препятствуют достижению цели:

  • недостаточная вера в идею;
  • несовпадение с личными мотивациями («невкусно») или низкий приоритет исследования;
  • недооценка собственных возможностей;
  • опасения осуждения или зависти коллег;
  • сниженные моральные барьеры (долг обществу ниже долг...
А.Г. Малявин
Статья платная, чтобы прочесть ее полностью, вам необходимо произвести покупку
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.