Фарматека №1 (214) / 2011
Функциональные кишечные колики, тактика их коррекции у детей раннего возраста
В статье представлена характеристика функциональных нарушений желудочно-кишечного тракта (кишечные колики) у детей раннего возраста (первых трех месяцев жизни). Обсуждается новый подход к лечению кишечных колик с позиций функциональных нарушений, сформулирован алгоритм действий врача-педиатра. Предложена схема “степовой” терапии болевого синдрома. Предложенная схема позволяет с наименьшей медикаментозной нагрузкой и экономическими затратами проводить коррекцию КК у подавляющего числа детей и лишь в отсутствие эффекта назначать дорогостоящие обследование, а также лечение.
Пишечные колики (КК) у младенцев во всем мире считаются самой частой причиной обращения к педиатрам на первом году жизни ребенка. Исследовательский поиск причин младенческих колик насчитывает более 40 лет, и все же на сегодня эти причины остаются не до конца выясненными. Вместе с тем КК редко бывают изолированными и, как правило, входят в структуру минимальных пищеварительных нарушений (малых желудочно-кишечных дисфункций).
Актуальность данной проблемы находит отражение во множестве современных публикаций, посвященных как факторам риска и этиопатогенезу КК, остающимся спорными до настоящего момента, так и терапевтической стратегии у детей с коликами. Термин “колика” происходит от греческого “коликос”, что означает “боль в толстой кишке”. Под ним понимают приступообразные боли в животе, в основе которых лежат нарушение двигательной функции кишечника и повышенное газообразование [15, 32]. Применительно к детям раннего возраста в западной литературе “кишечная колика” определяется как чрез-мерный плач у практически здорового ребенка в первые месяцы жизни при достаточном питании [22, 31]. Согласно M.A. Wessel (1954), впервые давшему определение, которое и на сегодня остается общепризнанным в качестве основного диагностического критерия, КК представляет собой пароксизмы раздражительности, плача или двигательного беспокойства, для-
щиеся более трех часов в день, более трех дней в неделю на протяжении трех недель и более (“правило трех” или “правило троек”).
КК начинаются в течение первых недель жизни и оканчиваются обычно к 3 месяцам (в некоторых случаях – к 4–6), представляя собой самостоятельно проходящее явление без отдаленных последствий. Столь характерный возраст окончания КК нашел отражение в широко известном синониме детских колик как “трехмесячные” колики [36, 37]. Принципиальными характеристиками КК являются возраст ребенка (первые месяцы жизни), периодичность симптомов и связь их с приемом пищи, а также хорошее общее состояние ребенка (в период между приступами он спокоен, нормально прибавляет в весе, у него хороший аппетит).
Данные по эпидемиологии кишечных колик, согласно иностранным публикациям, значительно разнятся и свидетельствуют об их встречаемости у 3–40 % детей в первые месяцы жизни. Вместе с тем данные опроса родителей говорят о значительно большей распространенности КК, достигающей 80 и даже 90 % [8, 16, 21].
С учетом анатомо-физиологических особенностей ребенка можно с уверенностью утверждать, что в той или иной степени кишечные дисфункции возникают практически у всех детей раннего возраста и являются функциональным, в какой-то мере “условнофизиологическим” состоянием периода адаптации и созревания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) грудного ребенка [1, 8, 15].
Пищеварительная система новорожденного, как отмечалось выше, проходит сложный процесс адаптации к внеутробному существованию, который, вероятно, и лежит в основе этипатогенеза КК. По единодушному мнению исследователей, этиология КК остается до конца не изученной [7, 8, 15, 33].
В основе болевого кишечного синдрома лежат возникающие в процессе пищеварения болезненные сокращения кишечной стенки, а также ее перерастяжение газами, причем характерно чередование спазмированных и перерастянутых участков кишечной трубки. Причиной подобных нарушений перистальтики служат анатомофизиологические особенности пищеварительной системы новорожденного, прежде всего незрелость центральной и в большей степени периферической регуляции иннервации кишечника.
Поскольку перистальтическая волна охватывает не всю кишечную трубку, а лишь ее участки, это приводит к тому, что в определенных отделах тонкого кишечника возникает резкий спазм и, соответственно, боль в виде колики; при этом в других отделах из-за затруднения передачи перистальтической волны спазмированными участками возникает застой кишечного содержимого, что создает условия для избыточного газообразования. Этому также способствуют незрелость ферментативной системы и становление микробиоценоза, что определяет неполное расщепление жиров и особенно углеводов, перерастяжение тонкой кишки и, соответственно, возникновение колики [7, 8, 10].
Болевой синдром при КК возникает в период кормления или переваривания пищи, что имеет важное дифференциально-диагностическое значение: связь кормления и болевой симптоматики.
Приступ, как правило, начинается внезапно, ребенок громко и пронзительно кричит. Так называемые пароксизмы могут продолжаться долго, может отмечаться покраснение лица или бледность носогубного треугольника. Живот вздут и напряжен (явления метеоризма), ноги подтянуты к живо-
ту и могут мгновенно выпрямляться, стопы часто холодные на ощупь, руки прижаты к туловищу. В тяжелых случаях приступ иногда заканчивается, только после того как ребенок полностью изнурен. Часто заметное облегчение наступает сразу после дефекации, очистительной клизмы или применения газоотводной трубочки. Кроме того, на фоне КК может нарушаться сон.
По мере нарастания метеоризма могут усиливаться...