Фарматека №11 (304) / 2015

Головная боль напряжения у детей: основы диагностики и терапии

14 сентября 2015

(1) ГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва; (2) Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии, Москва

Головная боль (ГБ) остается одной из самых распространенных жалоб детей и подростков. Головная боль напряжения (ГБН) и мигрень – две наиболее частые причины головной боли в детском возрасте. В течение последних десятилетий отмечается рост распространенности ГБН и коморбидных психоэмоциональных расстройств в детской популяции, особенно среди подростков. Несмотря на высокую распространенность и социальную значимость, число новых исследований, посвященных ГБН, по-прежнему ограничено. Известно, что около 36% родителей не знают о наличии повторяющихся ГБ у своих детей, а около 50% врачей не используют в своей практике Международную классификацию головных болей. Эти факты объясняют существующие трудности своевременной диагностики, выявления и коррекции факторов хронизации ГБН. Лечение и профилактика ГБН служит комплексной многодисциплинарной задачей, которая не должна ограничиваться только лекарственными подходами. Для достижения успеха в терапии обязательна коррекция повседневной активности ребенка, семейных и школьных взаимоотношений, психологическая поддержка с участием в лечении психолога, при необходимости – психиатра и психотерапевта.

Головная боль (ГБ) – одна из самых распространенных жалоб детей и подростков.

В течение последних десятилетий отмечается рост встречаемости ГБ напряжения (ГБН) и коморбидных психоэмоциональных расстройств в детской популяции, что может быть отражением изменений образа жизни детей и подростков. Дебютируя в 7–9 лет, ГБН совместно с коморбидной патологией зачастую переходит в подростковый и далее во взрослый возраст. Данные факторы определяют тяжелое социально-экономическое бремя ГБН на здравоохранение и общество в целом. По мнению многих авторов, социально-экономический ущерб от ГБН выше, чем связанный с мигренью [1]. Особенно выраженное нарушение активности и дезадаптации отмечается у детей и подростков с частыми и хроническими формами ГБН в сочетании с коморбидными расстройствами: депрессия, нарушения сна, внимания, тревожные и соматизированные расстройства [2].

Результаты опросов врачей показывают, что более половины (52%) специалистов до настоящего времени не используют в своей практике Международную классификацию головных болей II или III пересмотров (МКГБ-II–III, 2004, 2013). При этом подавляющее большинство (96%) специалистов указывают на актуальность в России проблемы неправильной диагностики и лечения детей и подростков с первичными ГБ. В свою очередь отказ от использования МКГБ приводит не только к постановке пациентам с ГБН или мигренью заведомо неверных «мифических» диагнозов (например, синдром вегетативной дистонии, нестабильность шейного отдела позвоночника), но и к назначению малоэффективной терапии (ноотропы, витаминотерапия, вазоактивные препараты) [3]. Таким образом, как собственно рост числа хронических форм ГБН, так и сохраняющиеся трудности диагностики и лечения обусловливают высокую актуальность проблемы ГБ в детском возрасте.

Эпидемиология

Высокая распространенность в подростковом возрасте привела к включению ГБ в список пяти наиболее значимых проблем детского здоровья в США [4]. Эпидемиологические данные о распространенности ГБ у школьников (5,9–82%) противоречивы и значительно отличаются в зависимости от используемых критериев диагностики, возрастной группы и целей исследования [5–7]. При использовании критериев Международной классификации головных болей 2-го пересмотра (МКГБ-II, 2004) средняя встречаемость ГБ у детей младшего школьного возраста составляет 37–51%, достигая к старшим классам 57–82%. Регулярный повторяющийся паттерн ГБ отмечается у 2,5% детей в возрасте 7 лет и у 15% 15-летних подростков. Пик встречаемости ГБ приходится на возраст 11–13 лет вне зависимости от пола ребенка. Известно, что до 11 лет ГБ чаще отмечается у мальчиков, с наступление пубертатного периода частота цефалгий значительно возрастает у девочек, достигая гендерного соотношения 1:3,5–5 к 15 годам [4, 5, 7]. При этом анализ результатов эпидемиологических исследований, основанных на опросе родителей, выявил выраженные недостатки и погрешности данного метода. Показана необходимость широкого использования детских дневников ГБ и опроса воспитателей и учителей для выявления ГБ у детей [8]. T. Sasmaz и соавт. выявили, что 36% родителей не знают о наличии повторяющихся ГБ у своих детей [9].

Более 80 % ГБ у детей – это первичные формы цефалгии, преимущественно мигрень, ГБН или их сочетание. По данным, полученным в ходе обследований 1066 детей в возрасте 7–17 лет, ГБН выявлена у 36,8%, при этом наиболее часто встречался эпизодический вариант болезни – 30,9%, ее хронический вариант составил 4,7%, а сочетание ГБН и мигрени – 1,2%. Будучи достаточно актуальной уже в младшем школьном возрасте, ГБН постепенно нарастает по частоте, пик которой приходится на пубертатный возраст, а именно, 11–12 лет [10].

В дальнейшем происходит некоторое снижение заболеваемости с последующим плавным увеличением к возрасту окончания школы. В структуре ГБН преобладает эпизодический вариант, но с возрастом болезнь имеет тенденцию приобретать хроническое течение. Частота заболевания выше у девочек по сравнению с мальчиками. В соответствии с нашими данными драматичным можно считать то обстоятельство, что треть детей, страдавших ГБН (почти все мальчики), происходили из неполных семей. При этом 98% семей неполноценны в связи с отсутствием отца.

Классификация ГБН

Согласно Международной классификации го...

А.В. Сергеев, А.П. Рачин
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.