Медицинский Вестник №3 (724) / 2016

Гранит науки

8 февраля 2016

Подготовка будущих медиков включает в себя не только информацию о физиологии человека, методах диагностики и лечения заболеваний, знания о лекарственных препаратах, отработку практических навыков, необходимых для оказания медицинской помощи. Неотъемлемой частью образовательного процесса становятся также научные изыскания. Как происходит приобщение студентов к большой науке, кто выступает для них в роли наставников, какие качества помогает развить этот вид деятельности у будущих врачей?

Подготовка будущих медиков включает в себя не только информацию о физиологии человека, методах диагностики и лечения заболеваний, знания о лекарственных препаратах, отработку практических навыков, необходимых для оказания медицинской помощи. Неотъемлемой частью образовательного процесса становятся также научные изыскания. Как происходит приобщение студентов к большой науке, кто выступает для них в роли наставников, какие качества помогает развить этот вид деятельности у будущих врачей?

В ногу со временем

Век высоких технологий ставит новые задачи перед системой подготовки медицинских кадров. В медицину пришли робототехника, лазеры, сложное диагностическое 3D-оборудование, лабораторные комплексы, мощные электронные микроскопы, позволяющие на молекулярном уровне изучать процессы, происходящие в организме. Человечество использует новые поколения лекарственных средств, созданных при помощи биосинтеза и генной инженерии. Такие преобразования требуют совсем иной квалификации врача и подготовки будущих специалистов.

Замминистра здравоохранения Сергей Краевой считает: «Сегодня будущие врачи обязаны быть в курсе современных научных знаний в области медицины и сами должны активно участвовать в научных исследованиях».

Все началось с вопросов…

«Ключом во всякой науке является вопросительный знак». Жизненную правду этого афоризма подтверждает история, которая случилась в 1922 году. Будущий академик РАМН, а тогда врач Петроградской Обуховской больницы и преподаватель Первого Петроградского медицинского института Михаил Дмитриевич Тушинский вел практическое занятие со студентами.

— На обходе мы разбирали больного ревматической инфекцией. Один из студентов забросал меня вопросами, — писал Тушинский в своих воспоминаниях.

— Я ему посоветовал читать побольше о ревматизме, указал литературу и предложил дней через десять рассказать о прочитанном. В назначенный день студент сделал прекрасный реферативный доклад. По его примеру и другие сокурсники разобрали предложенные мной темы докладов, и раз в десять дней мы собирались для обсуждений.

С этого момента подобные встречи стали регулярными, в том же 1922 году на собрании студентов и преподавателей института при кафедре терапии было организовано студенческое научное общество, принят его устав.

Сегодня студенческие научные кружки (СНК) при Первом Санкт-Петербургском ГМУ им. И.П. Павлова активно работают на кафедрах онкологии, гематологии, молекулярной медицины, акушерства и гинекологии, истории медицины. В университете регулярно проводится международный молодежный медицинский конгресс «Санкт-Петербургские научные чтения», на котором студенты делятся своими научными открытиями.

Студенческие научные общества (СНО) существуют практически в каждом медицинском вузе, и многие из них имеют богатейшую историю. Одно из старейших — СНО Казанского ГМУ, основанное более ста лет назад профессором-неврологом Л.О. Даркшевичем.

— Отправной точкой нашего общества считается 12 ноября 1901 года. Оно носит имя Ирины Андреевны Студенцовой, — рассказывает проректор по научной и инновационной работе Казанского ГМУ Ильшат Мустафин. — За время его существования эту замечательную школу прошли многие известные ученые, в разное время определявшие становление и развитие отечественного здравоохранения, ход научной мысли многих поколений.

От учителя — ученику

— Студенческое научное общество помогает студенту вуза, заинтересованному в научной деятельности, выбрать направление его дальнейших исследований, найти среду, близкую к его будущей специальности, — говорит руководитель СНО им. Н.И. Пирогова Первого МГМУ им. И.М. Сеченова профессор кафедры патофизиологии Ольга Морозова. — В этом году стартовал очень важный проект в деятельности студенческого научного общества в нашем университете — Школа молодого ученого «Первые шаги в науке». Ведущие преподаватели университета читают студентам младших курсов лекции, посвященные методологии научного познания и поиску информации в электронных базах данных научной литературы, планированию дизайна исследования и методам статистического анализа, правильному построению презентации и ораторскому искусству. Кроме того, студенты старших курсов, успешно занимающиеся научными исследованиями, берут наставничество над учащимися школы. Они проводят мастер-классы и делятся опытом поиска «своего научного руководителя», учат, как правильно подготовить обзор литературы, как оценить по индексу цитируемости и импакт-фактору журнала научный вес той или иной научной публикации. Для учащихся школы открывается множество возможностей: проведение экспериментальных исследований в виварии университета, использование доступа к поиску полнотекстовых научных статей в Scopus, обсуждение результатов своей работы с ведущими исследователями.

Еще лучше освоиться в научной среде и развить важные для будущего врача практические навыки помогает студентам Первого М...

Анна Гришунина, Ирина Волгина, Ольга Коберник
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.