Медицинский Вестник №3 (724) / 2016
Гранит науки
Подготовка будущих медиков включает в себя не только информацию о физиологии человека, методах диагностики и лечения заболеваний, знания о лекарственных препаратах, отработку практических навыков, необходимых для оказания медицинской помощи. Неотъемлемой частью образовательного процесса становятся также научные изыскания. Как происходит приобщение студентов к большой науке, кто выступает для них в роли наставников, какие качества помогает развить этот вид деятельности у будущих врачей?
Подготовка будущих медиков включает в себя не только информацию о физиологии человека, методах диагностики и лечения заболеваний, знания о лекарственных препаратах, отработку практических навыков, необходимых для оказания медицинской помощи. Неотъемлемой частью образовательного процесса становятся также научные изыскания. Как происходит приобщение студентов к большой науке, кто выступает для них в роли наставников, какие качества помогает развить этот вид деятельности у будущих врачей?
В ногу со временем
Век высоких технологий ставит новые задачи перед системой подготовки медицинских кадров. В медицину пришли робототехника, лазеры, сложное диагностическое 3D-оборудование, лабораторные комплексы, мощные электронные микроскопы, позволяющие на молекулярном уровне изучать процессы, происходящие в организме. Человечество использует новые поколения лекарственных средств, созданных при помощи биосинтеза и генной инженерии. Такие преобразования требуют совсем иной квалификации врача и подготовки будущих специалистов.
Замминистра здравоохранения Сергей Краевой считает: «Сегодня будущие врачи обязаны быть в курсе современных научных знаний в области медицины и сами должны активно участвовать в научных исследованиях».
Все началось с вопросов…
«Ключом во всякой науке является вопросительный знак». Жизненную правду этого афоризма подтверждает история, которая случилась в 1922 году. Будущий академик РАМН, а тогда врач Петроградской Обуховской больницы и преподаватель Первого Петроградского медицинского института Михаил Дмитриевич Тушинский вел практическое занятие со студентами.
— На обходе мы разбирали больного ревматической инфекцией. Один из студентов забросал меня вопросами, — писал Тушинский в своих воспоминаниях.
— Я ему посоветовал читать побольше о ревматизме, указал литературу и предложил дней через десять рассказать о прочитанном. В назначенный день студент сделал прекрасный реферативный доклад. По его примеру и другие сокурсники разобрали предложенные мной темы докладов, и раз в десять дней мы собирались для обсуждений.
С этого момента подобные встречи стали регулярными, в том же 1922 году на собрании студентов и преподавателей института при кафедре терапии было организовано студенческое научное общество, принят его устав.
Сегодня студенческие научные кружки (СНК) при Первом Санкт-Петербургском ГМУ им. И.П. Павлова активно работают на кафедрах онкологии, гематологии, молекулярной медицины, акушерства и гинекологии, истории медицины. В университете регулярно проводится международный молодежный медицинский конгресс «Санкт-Петербургские научные чтения», на котором студенты делятся своими научными открытиями.
Студенческие научные общества (СНО) существуют практически в каждом медицинском вузе, и многие из них имеют богатейшую историю. Одно из старейших — СНО Казанского ГМУ, основанное более ста лет назад профессором-неврологом Л.О. Даркшевичем.
— Отправной точкой нашего общества считается 12 ноября 1901 года. Оно носит имя Ирины Андреевны Студенцовой, — рассказывает проректор по научной и инновационной работе Казанского ГМУ Ильшат Мустафин. — За время его существования эту замечательную школу прошли многие известные ученые, в разное время определявшие становление и развитие отечественного здравоохранения, ход научной мысли многих поколений.
От учителя — ученику
— Студенческое научное общество помогает студенту вуза, заинтересованному в научной деятельности, выбрать направление его дальнейших исследований, найти среду, близкую к его будущей специальности, — говорит руководитель СНО им. Н.И. Пирогова Первого МГМУ им. И.М. Сеченова профессор кафедры патофизиологии Ольга Морозова. — В этом году стартовал очень важный проект в деятельности студенческого научного общества в нашем университете — Школа молодого ученого «Первые шаги в науке». Ведущие преподаватели университета читают студентам младших курсов лекции, посвященные методологии научного познания и поиску информации в электронных базах данных научной литературы, планированию дизайна исследования и методам статистического анализа, правильному построению презентации и ораторскому искусству. Кроме того, студенты старших курсов, успешно занимающиеся научными исследованиями, берут наставничество над учащимися школы. Они проводят мастер-классы и делятся опытом поиска «своего научного руководителя», учат, как правильно подготовить обзор литературы, как оценить по индексу цитируемости и импакт-фактору журнала научный вес той или иной научной публикации. Для учащихся школы открывается множество возможностей: проведение экспериментальных исследований в виварии университета, использование доступа к поиску полнотекстовых научных статей в Scopus, обсуждение результатов своей работы с ведущими исследователями.
Еще лучше освоиться в научной среде и развить важные для будущего врача практические навыки помогает студентам Первого М...