Медицинский Вестник №1 / 2023

Игра от центра. Почему мода на децентрализацию здравоохранения себя не оправдала

31 мая 2023

Последние несколько десятилетий здравоохранение России следовало мировому тренду на децентрализацию управления и финансирования здравоохранения. Такой подход даже превратился в некий стандарт качественного управления, став частью фискальной и административной децентрализации, при которой ряд полномочий центра — не только в области медицины — передавался на региональный и местный уровень.

05-1.jpg (71 KB)Ближе к народу

Появление «моды» на децентрализацию исторически связывают с активно продвигаемой с середины 1980-х годов в Европе достаточно спорной концепцией «Европа регионов», адепты которой полагают неизбежность отмирания национальных государств с их заменой добровольной ассоциацией регионов. Общественности процесс рассеивания функций в здравоохранении обычно преподносится как универсальное управленческое решение, при котором местные и региональные руководители — как более близкие к нуждам и запросам населения — имеют больше возможностей для принятия решений. Они стремятся к тому, чтобы выбор приоритетов в большей степени соответствовал местным потребностям, лучше используют ресурсы.

В 1990-е годы сложился взгляд на децентрализацию как на «волшебную палочку», способную решить широкий спектр проблем в здравоохранении. В соответствии с этими принципами проводились реформы доставшегося в наследство советского централизованного здравоохранения. В результате Минздрав осуществляет функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в отрасли, а ответственность за медпомощь делегирована регионам.

Возвратный механизм

Но в XXI веке точка зрения о безусловной пользе децентрализации начала подвергаться сомнениям. Больше того, в развитых странах на смену пришел новый тренд: рецентрализация — восстановление централизованного управления.

В 2002 году в Норвегии правительство взяло на себя управленческую и финансовую ответственность за все государственные больницы, сняв контроль за их работу с регионов. В Дании в 2006 году власти страны вернули себе значительную часть обязанностей по управлению отраслью, регионы сохранили лишь административную и управленческую ответственность за больницы.

Феномен рецентрализации здравоохранения объясняют рядом факторов: максимизацией выгод от вложений в информатизацию, глобализацией рынков, а также растущим осознанием недостатков децентрализации, среди которых трудности планирования и контроля, «региональный эгоизм», ослабление координации и неравенство в распределении ресурсов. Последнее особенно важно для стран с большой территорией и неравномерным демографическим и экономическим развитием территорий, включая Россию. Первопричиной неравенства децентрализованных систем видится невозможность создать эффективную методологию распределения ресурсо...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.