Медицинский Вестник №1 / 2023
Игра от центра. Почему мода на децентрализацию здравоохранения себя не оправдала
Последние несколько десятилетий здравоохранение России следовало мировому тренду на децентрализацию управления и финансирования здравоохранения. Такой подход даже превратился в некий стандарт качественного управления, став частью фискальной и административной децентрализации, при которой ряд полномочий центра — не только в области медицины — передавался на региональный и местный уровень.
Ближе к народу
Появление «моды» на децентрализацию исторически связывают с активно продвигаемой с середины 1980-х годов в Европе достаточно спорной концепцией «Европа регионов», адепты которой полагают неизбежность отмирания национальных государств с их заменой добровольной ассоциацией регионов. Общественности процесс рассеивания функций в здравоохранении обычно преподносится как универсальное управленческое решение, при котором местные и региональные руководители — как более близкие к нуждам и запросам населения — имеют больше возможностей для принятия решений. Они стремятся к тому, чтобы выбор приоритетов в большей степени соответствовал местным потребностям, лучше используют ресурсы.
В 1990-е годы сложился взгляд на децентрализацию как на «волшебную палочку», способную решить широкий спектр проблем в здравоохранении. В соответствии с этими принципами проводились реформы доставшегося в наследство советского централизованного здравоохранения. В результате Минздрав осуществляет функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в отрасли, а ответственность за медпомощь делегирована регионам.
Возвратный механизм
Но в XXI веке точка зрения о безусловной пользе децентрализации начала подвергаться сомнениям. Больше того, в развитых странах на смену пришел новый тренд: рецентрализация — восстановление централизованного управления.
В 2002 году в Норвегии правительство взяло на себя управленческую и финансовую ответственность за все государственные больницы, сняв контроль за их работу с регионов. В Дании в 2006 году власти страны вернули себе значительную часть обязанностей по управлению отраслью, регионы сохранили лишь административную и управленческую ответственность за больницы.
Феномен рецентрализации здравоохранения объясняют рядом факторов: максимизацией выгод от вложений в информатизацию, глобализацией рынков, а также растущим осознанием недостатков децентрализации, среди которых трудности планирования и контроля, «региональный эгоизм», ослабление координации и неравенство в распределении ресурсов. Последнее особенно важно для стран с большой территорией и неравномерным демографическим и экономическим развитием территорий, включая Россию. Первопричиной неравенства децентрализованных систем видится невозможность создать эффективную методологию распределения ресурсо...