Кардиология №2 / 2017
Инфаркт миокарда и инсульт среди железнодорожников Азербайджана
1Азербайджанский медицинский университет, Баку, Азербайджан; 2Азербайджанский государственный институт усовершенствования врачей им. А. Алиева Минздрава АР, Баку, Азербайджан
Изучено число случаев инфаркта миокарда (ИМ) и инсульта у двух групп железнодорожников в возрасте от 39 до 85 лет, включая пенсионеров. Первая группа включала железнодорожников, подвергавшихся воздействию вредных профессиональных факторов (основная группа, 15 671 человек). Вторая группа (контрольная группа, 19 132 человека) включала лиц, не подвергавшихся этим факторам. Обе группы были распределены на возрастные подгруппы. В течение 5 лет проводилось проспективное наблюдение больных с постинфарктным кардиосклерозом и последствиями инсульта. Заболеваемость ИМ в основной и контрольной группах в возрастных подгруппах (за исключением подгруппы 65—69 лет) достоверно не различалась. Заболеваемость инсультом, смертность в остром периоде ИМ и инсульта в основной и контрольной группах железнодорожников были сопоставимы.
Ишемическая болезнь сердца (ИБС) и цереброваскулярные болезни (ЦВБ) являются главными причинами смертности взрослого населения развитых стран мира. Мета-анализ крупных клинических исследований свидетельствует, что риск смертности вследствие болезней системы кровообращения (БСК) и отдельных их клинических форм в разных странах мира отличается друг от друга по удельному весу среди причин смертности [1, 2]. В Азербайджане смертность от ИБС в 3,2 раза превысила смертность от ЦВБ. Такие характеристики риска смертности от ИБС и ЦВБ трудно объяснить только эпидемиологической ситуацией по этим патологиям. Определенный, возможно, существенный вклад в формирование отмеченных особенностей риска смертности в разных странах мира вносит сложившаяся система учета заболеваемости и смертности населения. Правилами оформления медицинских свидетельств о причине смерти дифференцированы непосредственные и первоначальные причины смерти [3]. Если больной с инфарктом миокарда (ИМ) умирает в течение первого месяца от начала заболевания, скорее всего ИМ будет оценен как непосредственная причина смерти. В случае смерти этого пациента через 1 мес (точнее, через 28 сут, когда врач обязан выставить диагноз постинфарктный кардиосклероз (ПИК) в соответствии с инструкцией МЗ и СР РФ № 14-9/10/2-4150 от 26.04.2011 г.) от начала острого коронарного синдрома, ИМ не может быть назван непосредственной причиной смерти, этот диагноз следует записывать в последующих графах медицинского свидетельства о смерти (либо первоначальная, либо промежуточная причина). Сходный порядок соблюдается при острых нарушениях мозгового кровообращения. Как правило, при международных сравнениях риска смертности [3] вследствие отдельных групп патологий используются данные о первоначальных причинах смерти. В странах, где доля ЦВБ или ИБС в структуре причин смертности от БСК высока (Азербайджан — 88,7%, Армения — 93,4%, Российская Федерация — 88,4%, Латвия — 87,1%, Беларусь — 89,6%), предполагается, что недостаточно точно соблюдаются правила последовательности учета причин смертности, так как первоначальные причины этих болезней хорошо известны. В развитых странах Европы (Германия, Франция, Испания и прочие) на фоне низкого риска смертности от БСК, относительно низка доля ИБС и ЦВБ среди причин смертности от БСК (66,4% — Германия, 58,9% — Испания, 61,8% — Италия) [4]. Такая ситуация может быть связана с более точной дифференциацией непосредственных, промежуточных и первоначальных причин смертности. Поэтому в развивающихся странах возможные погрешности эпидемиологической характеристики заболеваний целесообразно исследовать путем их сравнительной оценки. В данной работе поставлена цель провести сравнительную оценку базовых показателей (заболеваемость, распространенность, смертность, выживаемость) по двум этиопатогенетически сходным заболеваниям — ИМ и инсульт— в соответствии с правилами ВОЗ, у железнодорожников Азербайджана [3]. Выбор этого контингента обусловлен вероятностью относительно высокого риска сердечно-сосудистой смертности железнодорожников, связанного с условиями труда и напряженностью работы. Еще в 1976 г. A. Menotti и V. Puddu [4] показали изменчивость вероятности смертности от ИМ и инсульта среди железнодорожников Италии в зависимости от разной степени...