Медицинский Вестник №34 (539) / 2010

Интернетактивная реальность

1 декабря 2010

По экспертным данным, почти 50% российских врачей используют Интернет на работе или дома. IT-специалисты медучреждений шутят: если хочешь быстро найти сотрудника, отключи ему доступ в сеть, он сам придет. Правда, наряду с очевидными преимуществами, которые дает это благо цивилизации специалисту, возникают на пути прогресса и препятствия: государство, декларируя всеобщую информатизацию, принимает законы, мешающие ее осуществить на практике, а пациенты, имеющие доступ к обширной медицинской информации, оспаривают правильность диагноза.

По экспертным данным, почти 50% российских врачей используют Интернет на работе или дома. IT-специалисты медучреждений шутят: если хочешь быстро найти сотрудника, отключи ему доступ в сеть, он сам придет. Правда, наряду с очевидными преимуществами, которые дает это благо цивилизации специалисту, возникают на пути прогресса и препятствия: государство, декларируя всеобщую информатизацию, принимает законы, мешающие ее осуществить на практике, а пациенты, имеющие доступ к обширной медицинской информации, оспаривают правильность диагноза.

Сам себе доктор

В информационном обществе исчезает сакральность медицины. Такой постулат озвучил на состоявшемся недавно в Москве симпозиуме «МedSoft—Internet — 2010» заведующий отделом компьютеризации Гематологического научного центра РАМН Борис Зингерман.

— Пациент иногда знает о своих болезнях больше, чем врач, — поясняет эксперт. — Получив диагноз, на следующий прием он приходит вооруженный пачкой статей и отзывов о врачебном назначении. Как бы врач ни относился к этой кипе бумаги, но проигнорировать ее вскоре будет трудно!

В Дании, IT-обеспечение здравоохранения которой признается сегодня одним из лучших в мире, в месяц регистрируется порядка 5 млн электронных сообщений между пациентами и врачами, и это при том, что в стране проживает всего 5,4 млн человек. Получается, что каждый датчанин хотя бы раз в месяц обращался через Интернет в национальную систему здравоохранения. При этом, по сообщению заведующего кафедрой факультета фундаментальной медицины МГУ им.?М.В. Ломоносова Олега Медведева, среди стратегических целей развития информатизации отрасли в этой стране на ближайшие 2—3 года значатся, во-первых, обеспечение более интенсивного диалога между пациентами и, во-вторых, предоставление им бо`льших возможностей при добавлении данных в персональные электронные карты здоровья (или ЭМК — электронные медицинские карты) и размещении комментариев относительно работы врачей и системы здравоохранения в целом.

— Общая динамика того, что происходит в западной медицине, — пациент становится активным участником процесса лечения, — подчеркивает Олег Медведев.

У нас, конечно, и здесь свой путь, но уже сегодня в крупных мегаполисах ситуация, описанная репликой пациента: «Вы прослушали об этой болезни одну лекцию на IV курсе, а я с ней 8 лет живу», вполне может сложиться. Продвинутые пациенты имеют возможность теоретически узнать о болезни немногим меньше, чем знает специалист, но ...

...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.