Акушерство и Гинекология №11 / 2022

Искусственный интеллект в репродуктивной медицине: этические и клинические аспекты

29 ноября 2022

1) ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова» Минздрава России, Москва, Россия;
2) ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет), Москва, Россия

Внедрение систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине является одним из важнейших современных трендов мирового здравоохранения. Технологии ИИ позволяют значительно усовершенствовать систему диагностики, разработку новых лекарственных средств, а также повысить качество оказания медицинской помощи при одновременном снижении расходов. Несмотря на очевидные преимущества использования алгоритмов на основании ИИ, существует ряд ограничений на пути внедрения данных программ в здравоохранение. Среди таких проблем остро встает вопрос об этических ограничениях в деятельности ИИ и ответственности за решения, которые способна принимать программа. Еще одним немаловажным вопросом безопасного применения ИИ является принцип «черного ящика», когда при определении причинно-следственных связей между данными нельзя определить, как именно система пришла к полученным выводам. На сегодняшний день основная задача исследований в области ИИ должна заключаться в повышении точности программного продукта.
Заключение: В обзоре рассмотрены основные области применения ИИ, различные методики машинного обучения, этические ограничения и перспективы внедрения данных программ в клиническую практику, в том числе в области вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ).

В 1956 г. американский информатик Джон Маккарти впервые предложил термин «искусственный интеллект» (ИИ), который заключался в способности машин обучаться. Наиболее активное развитие ИИ получил в середине 2000-х гг., когда технологическое обеспечение компьютерных программ сделало возможным анализ большого массива структурированных и неструктурированных данных [1]. На сегодняшний день основу ИИ составляет машинное обучение, в ходе которого зависимость между объектами и ответами устанавливается не явным решением задачи, а при помощи выявления закономерности на основе решения множества схожих задач [2]. Машинное обучение можно проводить при помощи нескольких методов: обучение с учителем, обучение без учителя и обучение с подкреплением. Наиболее широко распространенной методикой является обучение с учителем, которое подразумевает тренировку алгоритма на основании набора размеченных входных данных, связанных с известными выходными параметрами [3]. Обучение без учителя не предполагает наличие определенного исхода и анализирует взаимосвязи и закономерности между исследуемыми объектами. Данная методика чаще всего используется для дифференцировки и классификации различных изображений [4]. Обучение с подкреплением представляет собой частный случай обучения с учителем, но в качестве учителя выступает сама модель, то есть система обучается на постоянном анализе собственных ошибок. Стоит отметить, что программы, разработанные на основе ИИ, не требуют определения всех зависимостей между входными параметрами и анализируемым результатом [5]. Тем не менее, данные, полученные при помощи машинного обучения, не всегда превосходят по качеству и предиктивной способности информацию, полученную в ходе построения более простых математических моделей. Например, при решении задач, имеющих понятные и простые взаимосвязи между входными параметрами, использование программного обеспечения на основе ИИ может оказаться менее точным [6]. Таким образом, алгоритмы с использованием ИИ наиболее востребованы при решении сложных задач, в которых невозможно учесть все многообразие различных зависимостей и потенциальное влияние одного фактора на другой. В сфере здравоохранения ИИ становится все более востребованным, в том числе, в области вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) [7]. В настоящее время в репродуктивной медицине отмечается быстрое сокращение разрыва между наукой и клинической практикой. Ускоренное развитие научно-технического прогресса и внедрение ИИ в области вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) ставит перед специалистами ряд новых вопросов, нуждающихся в скорейшем решении. В репродуктивной медицине наряду с правовым регулированием важное место занимают этические нормы, среди которых следует выделить степень ответственности программы за принятое решение. Использование алгоритмов на основании ИИ, безусловно, имеет очевидные преимущества, позволяет оптимизировать работу репродуктолога и эмбриолога, минимизируя затраты на оказание медицинской помощи и повышая эффективность лечения бесплодия методом ВРТ; однако существует ряд ограничений, которые необходимо учитывать, при интеграции данных программ в клиническую практику.

Использование искусственного интеллекта в репродуктивной медицине

Среди большого количества различных областей, в которых активно используются программы на основе ИИ, особое место занимает современное здравоохранение. ИИ дает возможность классифицировать различные снимки, полученные при помощи компъютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования, а также гистологические изображения, анализирует клинико-анамнестические данные пациентов, оптимизирует протоколы лечения и диагностики, определяет взаимосвязь между клинической картиной заболевания, показателями лабораторного обследования и эффективной терапией [8]. В репродуктивной медицине внедрение программ с использованием машинного обучения дало возможность повысить точность диагностики качества эякулята и оптимизировать выбор наиболее перспективного сперматозоида для оплодотворения, прогнозировать эффективность программ ВРТ, проводить селекцию наиболее качественных эмбрионов для переноса в полость матки, определять наиболее эффективные протоколы овариальной стимуляции на основании клинико-анамнестических данных супружеской пары и прогнозировать течение беременности на ранних сроках [6–11].

Машинное обучение в ВРТ чаще всего проводится при помощи следующих методик:

  • Дерево решений (Decision tree);
  • Случайный лес (Random forest);
  • Метод опорных векторов (Support vector machine, SVM);
  • Байесовская сеть (Bayesian network, BN);
  • Глубокое обучение (Deep learning);

Для каждой из методик есть свой класс задач, для решения которых ее использование имеет свои преимущества. Так, например, для определения эмбриона с наиболее высоким потенциалом к имплантации предпочтительнее использовать методику «дерево решений» или «нейронная сеть» по сравнению с тес...

Драпкина Ю.С., Калинина Е.А., Макарова Н.П., Мильчаков К.С., Франкевич В.Е.
Статья платная, чтобы прочесть ее полностью, вам необходимо произвести покупку
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.