Эпидемиология и Инфекционные болезни. Актуальные вопросы №2 / 2011
История эпидемиологии как отражение важнейших дискуссий в медицине
ГОУ ВПО Омская государственная медицинская академия; ГОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
В статье развитие эпидемиологии как фундаментальной научной дисциплины рассматривается в аспекте известных важнейших дискуссий в истории медицины, посвященных проблемам причинности и границам предметной области эпидемиологии: между сторонниками миазматической и контагиозной концепций о причинах и сути эпидемий; «спор пера и пробирки»; о монокаузальности и причинности в медицине; о путях развития отечественной эпидемиологии в современный период.
Обычно сведения об истории науки мы получаем из отечественных учебников и руководств. Как правило, сведения эти очень краткие и отражают достижения отечественной науки и называют имена отечественных корифеев [1–4]. В этом нет ничего плохого, но следует признать, что наука не имеет
национальности, можно говорить лишь о национальном вкладе в мировую науку. Следует отметить, что российский вклад в мировую эпидемиологическую науку значителен. По выражению Д.К. Заболотного: «У нас есть, что написать на знамени борьбы с эпидемиями» [5].
История становления и развития эпидемиологии как фундаментальной медицинской науки, профилактического направления изучена далеко не полностью и нет трудов, которые бы сколько-нибудь полно отражали процесс развития науки эпидемиологии. Нет однозначного ответа на вопрос:
является ли история науки неотъемлемой ее частью (разделом), так же как и предметом другой науки – истории медицины. На этот вопрос мы отвечаем так: история эпидемиологии должна быть одним из направлений (областей) исследования самой науки, что нашло отражение в новой редакции отечественного паспорта научной специальности 14.02.02–эпидемиология [6]. Это необходимо, во-первых, потому, что исторический метод уже давно интегрирован в эпидемиологию и в ряде
руководств имеет место такое понятие, как «историческая эпидемиология». Кроме того, при изучении истории науки используется не только исторический, но и вся совокупность эпидемиологических методов, а эту деятельность способен осуществлять только специалист-эпидемиолог.
История науки должна отражать динамику представлений о каждом из трех наукообразующих компонентов: предмете, методе и цели науки. На начальном этапе формирования науки первичная роль, несомненно, принадлежала ее предмету. Такие яркие трагические события, как «внезапное
пришествие» в население «моровых», «повальных» болезней, не могли не обратить на себя внимание древних исследователей. Далее постепенно стал формироваться научный метод изучения эпидемий и была сформулирована цель науки – борьба с эпидемиями.
В последующем между этими компонентами сложилась тесная диалектическая связь: совершенствование метода изменяло представление о предмете, что в свою очередь для дальнейшего
познания требовало модернизации метода. Накопленные знания меняли цель эпидемиологии – от борьбы с эпидемиями до амбициозных задач – полной ликвидации инфекций.
Компоненты, составляющие содержание предмета эпидемиологии, претерпели эволюцию в понимании их сущности, в частности, причинность, механизм развития и эпидемиологические проявления. Менялись представления и терминология о содержании и сути самого предмета – от эпидемии, к эпидемическому процессу и, наконец, популяционному уровню организации патологии и здоровья человека (заболеваемости населения и общественного здоровья). Особое место в развитии эпидемиологии занимает эволюция эпидемиологического метода исследования, ставшего ценнейшим достоянием современной медицины.
Отдельного рассмотрения в историческом аспекте заслуживают процессы дифференциации и интеграции эпидемиологии в медицине, определившие ее роль и место в современной структуре медицинских наук, а также появление новых разделов эпидемиологии – госпитальная, клиническая,
молекулярная и др.
Несомненный интерес представляют исторические знания о развитии противоэпидемических средств и мероприятий, а также системы организации противоэпидемической помощи населению.
Кроме того, история науки должна отдавать дань уважения и вписывать навечно на свои страницы имена выдающихся деятелей науки, внесших весомый позитивный вклад в ее развитие.
История эпидемиологии должна запечатлеть величайшие научные дискуссии и интеллектуальную борьбу мнений, которые красной нитью проходили через всю историю науки и рождали истину.
Это далеко не полный перечень вопросов, на которые должна дать ответы история эпидемиологии, в сфере научных исследований.
Где начало эпидемиологии? Простой ли это вопрос? Любая наука начинается с эмпирических описаний ее предмета:
– первые упоминания об эпидемиях содержатся в древних египетских папирусах Аменофиса I, датированных 3790–3710 гг. д...