Терапия №9 / 2024

Жизнь, здоровье, «жизнь болезни» и теория общей патологии

9 декабря 2024

ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России

Аннотация. При отсутствии единой теории общей патологии ее создание зависит от уточнения и системного анализа информации, касающейся общих закономерностей возникновения, развития и исчезновения болезни. Основная цель работы – попытаться объединить ряд мировоззренческих позиций на болезнь и патологию, жизнь и здоровье. Практическая значимость создания единой теории общей патологии, а на ее базе – теории эволюции болезней заключается в возможности перевода профилактической медицины в разряд систем управления патологией посредством интеграции основных положений теорий систем управления и прогностики.

ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на обилие методологических подходов, общепризнанной единой теории общей патологии до сих пор не существует [1]. Этот факт можно расценить как недоразумение, если вспомнить о том, что общая патология человека изучает закономерности возникновения и развития патологического процесса и служит теоретическим фундаментом практической медицины. Однако отсутствие системы объединения и анализа накопленных разрозненных фактов делает несостоятельными отдельные попытки создания общей теории патологии. Назревший кризис в медицине демонстрирует «разрозненность мнений и отсутствие единства во взглядах на многие узловые проблемы общепатологического процесса» [2].

Для постановки и решения научно-практических задач, связанных с триединством «жизнь, здоровье и болезнь», необходимо выявить и понять внутреннюю природу связей и логику различий соотношения указанных категорий с сугубо «жизненных» позиций. Попытка осмыслить понятие «жизнь человека» приводит к необходимости привлечения данных и представлений философского, биологического и социального характера. Это становится необходимым, если признать, что жизнь человека определяется не только как «способ существования живого» с определенной формой обмена веществ и размножения, но и как активная «биосоциальная форма» деятельности, что в последнее время способствует активному сближению научного и философского понимания жизни. «Биорациональность предстает как дилемма: жизнь рациональна» [3].

ЖИЗНЬ КАК ПОНЯТИЕ

Наиболее сложна попытка дать философское определение жизни, так как это понятие включает широкий спектр философских концепций. При этом в большинстве случаев термин используется «теми или иными мыслителями не для характеристики своей философии в целом, но для прояснения отдельных ее аспектов» [4, 5].

Более всего разрешение проблемы цели и смысла жизни связывалось человеком с кратковременностью самой жизни и неотвратимостью смерти.

Наиболее понятным смыслом жизни для человека является его деятельность, направленная на всестороннее развитие своих способностей для осуществления творческих успехов, которые, в свою очередь, нужны обществу, так как «все остается людям».

Ученые-естествоиспытатели и философы по-разному представляли жизнь. При создании аксиомы жизни последняя определялась как целостная система, в которой задействованы энергозатратные процессы обмена веществ, направленные на размножение и поддержание эволюционного развития специфических структур [6, 7]. Мы являемся свидетелями того, как на основе достижений генетики обобщаются биологические идеи и научные открытия, связанные с сущностью жизни и ее носителей, структурой, функцией живого, механизмами управления организмом, т. е. происходит развитие науки о «мире живого, живых системах» [8]. Учитывая характер исторического материала по вопросам жизни и смерти, данные, полученные совместными усилиями философов и естествоиспытателей, достижения в области молекулярной биологии и генетики, можно дать следующее определение понятию «жизнь». Жизнь, с нашей точки зрения, это своеобразная многокомпонентная материальная система, сформированная на основе определенных энергозависимых и энергозатратных процессов, в соответствии с генетически обусловленной программой, со способностью к поддержанию и самовоспроизведению специфических структур. Жизнь человека представлена в природе в двух формах – здоровья и болезни.

ЗДОРОВЬЕ И НОРМА

«С экономической точки зрения здоровье может рассматриваться как одна из потребностей человека, причем здоровье оценивается не на основе данных о самоощущении человека, а на обобщенных сведениях о смертности, заболеваемости и т. д.» [9]. Речь идет о новой теоретической проблеме патологии – проблеме связи трактовки здоровья и болезни с позиции теории потребностей. Потребность – объективная необходимость в веществах, энергии, информации, испытываемая человеком как живой системой. Авторов интересует здоровье как результат слаженной работы всех функциональных систем организма, сохраняющих гомеостаз, при самых разнообразных ситуациях и жизненных нагрузках.

Следует обратить внимание на некоторое несоответствие между понятиями «здоровый организм» и «чувство практического здоровья». Так, человек может ощущать себя здоровым при наличии явного патологического процесса в организме, если имеется полноценная регенерация или полная компенсация повреждений за счет внутрисистемной или межсистемной компенсации и сложных механизмов саморегуляции, основанных на принципе обратной связи. На каком-то количественном уровне «приспособление становится „несовершенным“, „недостаточным“ <…> Полнота такого приспособления и есть полнота здоровья. Причем для характеристики нездоровья („не нормы“) используется понятие „несовершенства“, как мерило „не нормы“» [10]. Но в таком случае необходимо дать точное определение нормы, ведь именно норма является важнейшей философской категорией, используемой для характеристики состояния человеческого организма.

Вызывает справедливое удивление, что в работах ...

Я.А. Кац, Е.В. Пархонюк, С.А. Скрипцова
Статья платная, чтобы прочесть ее полностью, вам необходимо произвести покупку
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.