Терапия №9 / 2024
Жизнь, здоровье, «жизнь болезни» и теория общей патологии
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России
Аннотация. При отсутствии единой теории общей патологии ее создание зависит от уточнения и системного анализа информации, касающейся общих закономерностей возникновения, развития и исчезновения болезни. Основная цель работы – попытаться объединить ряд мировоззренческих позиций на болезнь и патологию, жизнь и здоровье. Практическая значимость создания единой теории общей патологии, а на ее базе – теории эволюции болезней заключается в возможности перевода профилактической медицины в разряд систем управления патологией посредством интеграции основных положений теорий систем управления и прогностики.
ВВЕДЕНИЕ
Несмотря на обилие методологических подходов, общепризнанной единой теории общей патологии до сих пор не существует [1]. Этот факт можно расценить как недоразумение, если вспомнить о том, что общая патология человека изучает закономерности возникновения и развития патологического процесса и служит теоретическим фундаментом практической медицины. Однако отсутствие системы объединения и анализа накопленных разрозненных фактов делает несостоятельными отдельные попытки создания общей теории патологии. Назревший кризис в медицине демонстрирует «разрозненность мнений и отсутствие единства во взглядах на многие узловые проблемы общепатологического процесса» [2].
Для постановки и решения научно-практических задач, связанных с триединством «жизнь, здоровье и болезнь», необходимо выявить и понять внутреннюю природу связей и логику различий соотношения указанных категорий с сугубо «жизненных» позиций. Попытка осмыслить понятие «жизнь человека» приводит к необходимости привлечения данных и представлений философского, биологического и социального характера. Это становится необходимым, если признать, что жизнь человека определяется не только как «способ существования живого» с определенной формой обмена веществ и размножения, но и как активная «биосоциальная форма» деятельности, что в последнее время способствует активному сближению научного и философского понимания жизни. «Биорациональность предстает как дилемма: жизнь рациональна» [3].
ЖИЗНЬ КАК ПОНЯТИЕ
Наиболее сложна попытка дать философское определение жизни, так как это понятие включает широкий спектр философских концепций. При этом в большинстве случаев термин используется «теми или иными мыслителями не для характеристики своей философии в целом, но для прояснения отдельных ее аспектов» [4, 5].
Более всего разрешение проблемы цели и смысла жизни связывалось человеком с кратковременностью самой жизни и неотвратимостью смерти.
Наиболее понятным смыслом жизни для человека является его деятельность, направленная на всестороннее развитие своих способностей для осуществления творческих успехов, которые, в свою очередь, нужны обществу, так как «все остается людям».
Ученые-естествоиспытатели и философы по-разному представляли жизнь. При создании аксиомы жизни последняя определялась как целостная система, в которой задействованы энергозатратные процессы обмена веществ, направленные на размножение и поддержание эволюционного развития специфических структур [6, 7]. Мы являемся свидетелями того, как на основе достижений генетики обобщаются биологические идеи и научные открытия, связанные с сущностью жизни и ее носителей, структурой, функцией живого, механизмами управления организмом, т. е. происходит развитие науки о «мире живого, живых системах» [8]. Учитывая характер исторического материала по вопросам жизни и смерти, данные, полученные совместными усилиями философов и естествоиспытателей, достижения в области молекулярной биологии и генетики, можно дать следующее определение понятию «жизнь». Жизнь, с нашей точки зрения, это своеобразная многокомпонентная материальная система, сформированная на основе определенных энергозависимых и энергозатратных процессов, в соответствии с генетически обусловленной программой, со способностью к поддержанию и самовоспроизведению специфических структур. Жизнь человека представлена в природе в двух формах – здоровья и болезни.
ЗДОРОВЬЕ И НОРМА
«С экономической точки зрения здоровье может рассматриваться как одна из потребностей человека, причем здоровье оценивается не на основе данных о самоощущении человека, а на обобщенных сведениях о смертности, заболеваемости и т. д.» [9]. Речь идет о новой теоретической проблеме патологии – проблеме связи трактовки здоровья и болезни с позиции теории потребностей. Потребность – объективная необходимость в веществах, энергии, информации, испытываемая человеком как живой системой. Авторов интересует здоровье как результат слаженной работы всех функциональных систем организма, сохраняющих гомеостаз, при самых разнообразных ситуациях и жизненных нагрузках.
Следует обратить внимание на некоторое несоответствие между понятиями «здоровый организм» и «чувство практического здоровья». Так, человек может ощущать себя здоровым при наличии явного патологического процесса в организме, если имеется полноценная регенерация или полная компенсация повреждений за счет внутрисистемной или межсистемной компенсации и сложных механизмов саморегуляции, основанных на принципе обратной связи. На каком-то количественном уровне «приспособление становится „несовершенным“, „недостаточным“ <…> Полнота такого приспособления и есть полнота здоровья. Причем для характеристики нездоровья („не нормы“) используется понятие „несовершенства“, как мерило „не нормы“» [10]. Но в таком случае необходимо дать точное определение нормы, ведь именно норма является важнейшей философской категорией, используемой для характеристики состояния человеческого организма.
Вызывает справедливое удивление, что в работах ...