Медицинский Вестник №14 (441) / 2008

Журналистика и политика: точка пересечения

1 апреля 2008

Традиционное весеннее совещание в Москве собственных корреспондентов “Медицинского вестника” и редакции газеты в этом году далеко ушло от привычных стандартов. На встречу с журналистами пришли люди, реально влияющие на политику государства в сфере здравоохранения: первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по охране здоровья Николай Федорович Герасименко, председатель Профсоюза работников здравоохранения РФ Михаил Михайлович Кузьменко, исполнительный директор Общероссийской общественной организации “Ассоциация врачей общей практики (семейных врачей) РФ” Елена Ивановна Черниенко. Сотрудники газеты из первых рук получили информацию о самых актуальных проблемах сегодняшнего здравоохранения, о перспективах их решения. Нет сомнения, что эта эксклюзивная информация позволит региональным представителям нашей газеты работать еще успешнее, с большим знанием дела.

Традиционное весеннее совещание в Москве собственных корреспондентов “Медицинского вестника” и редакции газеты в этом году далеко ушло от привычных стандартов. На встречу с журналистами пришли люди, реально влияющие на политику государства в сфере здравоохранения: первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по охране здоровья Николай Федорович Герасименко, председатель Профсоюза работников здравоохранения РФ Михаил Михайлович Кузьменко, исполнительный директор Общероссийской общественной организации “Ассоциация врачей общей практики (семейных врачей) РФ” Елена Ивановна Черниенко. Сотрудники газеты из первых рук получили информацию о самых актуальных проблемах сегодняшнего здравоохранения, о перспективах их решения. Нет сомнения, что эта эксклюзивная информация позволит региональным представителям нашей газеты работать еще успешнее, с большим знанием дела.

Утром концепция — вечером закон

Прежде чем говорить о законодательной базе, необходимой сегодня отрасли, Н.Ф. Герасименко оценил состояние здоровья населения как плачевное, констатировав его низкие показатели, высокую смертность, которая вплотную приблизила Россию к странам Экваториальной Африки. В числе причин подобного положения дел — крайне низкая доступность медицинской помощи, в особенности на селе. На недавних парламентских слушаниях, посвященных проблемам демографии, много говорилось о сельском здравоохранении, о недостатке медицинских кадров (обеспеченность ими на селе в 4,8 раза меньше, чем в городе), о высокой заболеваемости и смертности, низкой рождаемости.

Очень сильный удар по сельскому да и вообще муниципальному здравоохранению нанесли два закона — 122-й и в особенности 131-й, который предусмотрел разделение полномочий и разрешил муниципальным ЛПУ оказание лишь первичной помощи, сделав незаконной развивавшуюся и оказывавшуюся в городах и районных центрах в течение многих лет специализированную помощь.

Сегодня здравоохранение России разорвано на фрагменты — государственное, частное и муниципальное, в стране не существует единой системы. Бюджеты разделены. Муниципалитеты, отдавая практически все налоги в бюджеты высшего уровня, вынуждены обеспечивать здравоохранение за счет дотаций и субвенций из областных центров.

Продолжая перечислять проблемы, Н.Ф. Герасименко особо выделил избыточную коммерциализацию здравоохранения, когда на пациента стали смотреть как на источник финансирования больницы и врача. “Здравоохранение теряет гуманитарную функцию, ставя в основу экономические факторы, — сказал он. — Отрасль превратилась в базар”. Работа ЛПУ не ориентирована на конечный показатель, во главу угла ставится процесс, а не результат.

В числе проблем — недостаточное финансирование, которое составляет лишь 3,0—3,5% от ВВП, хотя по рекомендации ВОЗ должно быть не менее 5—6%. Что касается программы госгарантий, то даже принятые на себя обязательства государство недофинансирует на 30—35%. Уровень доступности помощи сильно различается по регионам.

К сожалению, сетовал Н.Ф. Герасименко, построение стационарной и амбулаторной помощи никак не связано с показателями заболеваемости.

— Мы не должны бездумно реформировать здравоохранение, смещая акцент со стационарного на амбулаторное звено, — утверждает он. — Потребность необходимо считать. И только после этого каким-то образом менять структуру отрасли.

Николай Федорович упомянул и еще об одной проблеме — утрате профилактической направленности здравоохранения. Отрасль занимается только медицинской помощью — диагностикой, лечением, реабилитацией. Профилактика исчезла. Сегодня в рамках нацпроекта “Здоровье” введена дополнительная диспансеризация граждан. Однако, по мнению Николая Федоровича, необходимо принимать и другие меры, в частности, обучать врачей профилактической работе с пациентами, прививать гражданам ценность ведения здорового образа жизни.

Начиная с 90-х годов прошлого века было принято множество законов, регулирующих здравоохранение. Однако нормативная база отрасли мало соответствует современным требованиям. По словам Н.Ф. Герасименко, наиболее важным является принятие закона о государственных гарантиях оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Казалось бы, уже в течение многих лет в стране ежегодным постановлением правительства принимается программа госгарантий. Зачем же еще и закон?

— Дело в том, что программа хронически недофинансируется, — пояснил Николай Федорович. — А заложенные в ней тарифы на медицинские услуги неадекватны затратам больниц. По сути, тарифы формируются исходя не из реальных потребностей и стоимости услуги, а из тех средств, которые готово выделить государство на оплату медицинской помощи, оказанной гражданам. В этой ситуации недостающие средства ЛПУ начинают брать с пациентов.

И когда программа не имеет статуса закона, нет возможности предъявить претензии органам, ответственным за финансирование. Получается, что дать или не дать деньги на здравоохранение — добровольное желание законодателей и глав исполнительной власти на...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.