Медицинский Вестник №7 (512) / 2010
Как вы лодку назовете
Во всем мире принято считать, что франчайзинг — перспективный вид бизнеса. Если при открытии предприятия «с нуля» из ста организаций выживают не более десяти, то из такого же количества фирм, работающих по франчайзинговым схемам, на плаву остаются девяносто. Несмотря на то, что в России к покупке медицинских брендов предприниматели пока что относятся настороженно, специалисты прогнозируют динамичный рост этого сегмента рынка, а действующие франчайзоры планируют активно развивать свои сети в регионах.
Что в имени тебе моем
Напомним, что франчайзинг подразумевает схему, при которой компания — владелец товарного знака (франчайзор) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу своих продукта или услуг. При этом свобода действий покупателя ограничена правилами ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен франчайзи получает возможность использовать имя компании и ее репутацию, маркетинговые технологии, экспертизу и механизмы поддержки. Франчайзинг в медицине входит в общее понятие «сфера услуг». В России этот сегмент составляет всего 7% от рынка услуг.
— Если в России список медицинских франшиз не превышает десяти наименований, то за рубежом их количество в несколько раз больше, в основном за счет услуг больным и пожилым людям, — рассказывает руководитель Департамента развития франчайзинга компании DELOSHOP Нина Семина. — Полагаю, для нашей страны ожидать рост франшиз в этом направлении преждевременно. К сожалению, больных и пожилых у нас много, но вот платить за такого рода услуги они не смогут.
Если сравнивать данные по столице и регионам, можно говорить о том, что более 80% проданных франшиз (товарных знаков) сосредоточено в Москве, на втором месте Санкт-Петербург, в других регионах процент медицинских учреждений, открытых по франшизе, практически не ощутим. По мнению главного менеджера Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) Валерия Перкова, со временем крупные франчайзоры будут расширять зону охвата, но сейчас региональные инвесторы просто не готовы к ведению такого бизнеса.
Спрос рождает предложение
Первой в России продавать медицинские франшизы стала «АМД Лаборатория», специализирующаяся на трихологии. Затем по этому пути пошла диагностическая лаборатория «ИНВИТРО», которая сейчас запустила еще и проект по продаже бренда медицинских центров «Лечу», далее к ним присоединилась клиника «НИАРМЕДИК».
— Поначалу франшизы покупали очень неохотно, — продолжает Нина Семина. — Открытие клиник или диагностических лабораторий пугало инвесторов без медицинского образования, так как они считали, что не смогут вести дела на должном уровне. Сейчас эта проблема постепенно уходит. Франшизы покупают как люди, имеющие опыт работы в сфере здравоохранения, так и инвесторы со стороны. Покупатели перестали бояться работать с медициной.
В России франча...