Медицинский Вестник №23 (528) / 2010

Казахские уроки

1 августа 2010

Благодаря реализации государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005—2010 годы ожидаемая продолжительность жизни населения этой страны увеличилась в среднем на три года — с 65,9 до 68,4 года, общая смертность снизилась на 12%, материнская и младенческая сократилась на 9%, а обеспеченность медицинским персоналом увеличилась на 8%. И это далеко не предел, утверждают специалисты: с начала этого года кардинальным образом поменялась система финансирования казахского здравоохранения. Теперь средства следуют за пациентом, а он в свою очередь может выбирать врача и медицинское учреждение. Следующим шагом в развитии здравоохранения в республике будет модернизация системы управления на базе формирования частно-государственного партнерства.

Благодаря реализации государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005—2010 годы ожидаемая продолжительность жизни населения этой страны увеличилась в среднем на три года — с 65,9 до 68,4 года, общая смертность снизилась на 12%, материнская и младенческая сократилась на 9%, а обеспеченность медицинским персоналом увеличилась на 8%. И это далеко не предел, утверждают специалисты: с начала этого года кардинальным образом поменялась система финансирования казахского здравоохранения. Теперь средства следуют за пациентом, а он в свою очередь может выбирать врача и медицинское учреждение. Следующим шагом в развитии здравоохранения в республике будет модернизация системы управления на базе формирования частно-государственного партнерства.

Предыстория

В начале ХХ века население Казахстана лечилось в основном у народных целителей. Только с 20-х годов прошлого века в республике начала зарождаться классическая медицина. Силами советского правительства были созданы учреждения первичного медицинского обслуживания в сельских районах. В соответствии с жесткой многоуровневой системой здравоохранения каждый житель был приписан к определенному лечебному учреждению: поликлинике в городе и фельдшерскому пункту в селе.

В 50—70-х годах прошлого века шло активное строительство больничных учреждений, вместе с ним увеличивался и штат специалистов. Государственная политика в сфере здравоохранения шла по принципу не повышения эффективности медицинского обслуживания, а увеличения числа врачей и больничных коек. В период перестройки, как и везде на постсоветском пространстве, состояние здравоохранения резко ухудшилось. По мере сокращения выделяемых бюджетных средств объем предоставляемых медицинских услуг сокращался и уже не удовлетворял потребности населения. Медицинские учреждения были вынуждены неофициально взимать плату за свои услуги, а жесткая централизация и бюджетное финансирование не позволяли руководителям проявлять инициативу и гибкость. ЛПУ были заинтересованы лишь в увеличении штата (деньги выделялись по числу сотрудников и коек), а никак не в повышении качества обслуживания. Сокращение финансирования и недоволь­ство медицинского персонала своим положением привели к тому, что стандарты медицин­ского обслуживания перестали соблюдаться.

После обретения Казахстаном независимости в 1991 году состояние здравоохранения в республике не только не улучшилось, но и пришло в еще больший упадок. На совершенствование материально-технической базы не хватало средств, а здоровье населения стремительно ухудшалось.

В развитии здравоохранения в стране решили идти по российскому пути. В 1995 году на уровне правительства было принято решение ввести в Казахстане систему обязательного медицин­ского стра...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.