Медицинский Вестник №33 (610) / 2012

Клиническая эпидемиология — новый предмет?

1 ноября 2012
Почему преподавание курса клинической эпидемиологии так важно при обучении студентов всех специальностей, объясняет главный внештатный специалист эпидемиолог Минздрава РФ, заведующий кафедрой эпидемиологии и доказательной медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова академик РАМН Николай БРИКО.
Почему преподавание курса клинической эпидемиологии так важно при обучении студентов всех специальностей, объясняет главный внештатный специалист эпидемиолог Минздрава РФ, заведующий кафедрой эпидемиологии и доказательной медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова академик РАМН Николай БРИКО.

Диагностика общественного здравоохранения

С самого начала становления эпидемиологии предметом ее изучения была заболеваемость в период эпидемий (популяционный уровень). В этом заключается принципиальное отличие эпидемиологии от клинической медицины, предметом изучения которой является болезнь как таковая (организменный и суборганизменный уровни организации жизни).

Эпидемиологический метод, сформировавшийся в недрах эпидемиологии инфекционных болезней, оказался эффективным и при изучении закономерностей распространения среди населения болезней неинфекционной природы. Ряд авторов вполне обоснованно называют эпидемиологию диагностической дисциплиной общественного здравоохранения.

Широкое применение эпидемиологических исследований в клинике на рубеже 80—90-х годов ХХ века привело к формированию так называемой клинической эпидемиологии, задачей которой первоначально явилась разработка методологических основ, принципов и методов проведения клинических исследований. В после-

дующем границы клинической эпидемиологии значительно расширились и объектом ее исследований стал больной человек. Формирование курса клинической эпидемиологии связано с потребностью расширения научной базы медицинской практики, желанием дать эпидемиологическое обоснование принятию клинических решений в области диагностики, лечения и профилактики в отношении конкретного больного, основываясь на данных популяционных исследований.

Человек — объект исследования

Целью доказательной медицины является ограничение или предупреждение масштабов риска как на индивидуальном, так и на популяционном уровнях. Такая задача выполнима только на основании эпидемиологического подхода к изучению болезней человека. При этом она направлена на оптимизацию качества оказания медицинской помощи не только с точки зрения ее безопасности, но и эффективности, стоимости и других значимых факторов. В странах, где медицина не искусство, а наука, продолжительность жизни человека больше на 20—25 лет. Научно обоснованная (доказательная) медицина делает основной упор не на интуицию, а на беспристрастную, объективную оценку научного факта. Принцип доказательности относится практически ко всем сферам деятельности медицины, затрагивает все спектры вузовского и послевузовского медицинского и фармацевтического образования, профессионального развития специалистов здравоохранения и медицинской науки. На наш взгляд, эпидемиологические исследования составляют методическую основу доказательной медицины и являются важным источником получения обоснованных доказательств, необходимых для практической деятельности. Иными словами р...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.