Акушерство и Гинекология №12 / 2024
Клинические характеристики дисменореи и ее взаимосвязь с особенностями образа жизни девушек-подростков
ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Архангельск, Россия
Актуальность: Дисменорея является наиболее распространенной патологией среди девушек-подростков, затрагивая от 41,7 до 95% в зависимости от критериев диагноза и методики подсчета.Многокомпонентность клинических проявлений, существенное влияние на качество жизни и потенциальная управляемость этой патологии делает ее не только медицинской, но и социально-значимой проблемой.
Цель: Изучить распространенность дисменореи среди девушек-подростков 15–19 лет, а также ее симптомы, особенности менструальной функции, влияние на поведенческие особенности, физическую активность и качество жизни в зависимости от выраженности болевого синдрома.
Материалы и методы: Поперечное исследование было проведено на базе амбулаторных учреждений здравоохранения г. Архангельска путем анкетирования 585 здоровых девушек-подростков 15–19 лет, соответствовавших критериям включения, с последующим сравнительным статистическим анализом.
Результаты: Распространенность дисменореи в нашем исследовании составила 97%. Клинические параметры менструальной функции оказались сопоставимыми между девочками с безболезненными и болезненными менструациями. Это свидетельствует о том, что одних лишь характеристик менструального цикла недостаточно для полноценной оценки дисменореи. Более половины девочек-подростков (52,9%) оценили степень выраженности болевого синдрома как умеренную, а каждая четвертая (24,9%) – как сильную. Тяжелые формы дисменореи характеризовались более распространенной локализацией болевых ощущений. Дисменорея включала широкий спектр «негинекологических» симптомов, частота и выраженность которых коррелировала с интенсивностью болевого синдрома. Также она оказывала значительное негативное влияние на различные аспекты жизни абсолютного большинства (до 79,7%) девочек-подростков, включая снижение успеваемости, трудности с выполнением домашнего задания, пропуски занятий, проблемы с концентрацией внимания, ограничение социальной и физической активности. Это согласуется с данными аналогичных исследований и подчеркивает важность комплексного подхода к диагностике данной патологии.
Заключение: Широкая распространенность, отсутствие других симптомов в стандартном гинекологическом статусе и оценки «негинекологических» симптомов нормализуют дисменорею и препятствуют реалистичной оценке данного состояния, потенциально ухудшая не только медицинский, но и социальный прогноз. Учитывая специфику состояния и субъективность клинических проявлений, требуется тщательная разработка объективных инструментов оценки тяжести дисменореи.
Вклад авторов: Крючкова О.М. – концепция, сбор материала, статистический анализ, написание текста;
Истомина Н.Г. – обзор литературных данных, анализ, написание текста; Баранов А.Н. – дизайн исследования, внесение окончательной правки. Все авторы подтверждают соответствие своего авторства, согласно международным критериям ICMJE (все авторы внесли существенный вклад в разработку концепции, проведение исследования и подготовку статьи, прочли и одобрили финальную версию перед публикацией).
Конфликт интересов: Авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия
в данной статье.
Финансирование: Данное исследование было проведено без привлечения дополнительного финансирования.
Согласие пациентов на публикацию: Пациенты подписали информированное согласие на публикацию своих данных.
Обмен исследовательскими данными: Данные, подтверждающие выводы этого исследования, доступны по запросу
у автора, ответственного за переписку, после одобрения ведущим исследователем.
Для цитирования: Крючкова О.М., Истомина Н.Г., Баранов А.Н. Клинические характеристики дисменореи и
ее взаимосвязь с особенностями образа жизни девушек-подростков.
Акушерство и гинекология. 2024; 12: 94-107
https://dx.doi.org/10.18565/aig.2024.207
Подростковый возраст представляет критический этап в жизни человека, поскольку на этом этапе зачастую формируются принципы здорового образа жизни и определяются специфические поведенческие характеристики, которые могут оказывать существенное влияние на репродуктивное здоровье [1]. Некоторые из этих характеристик, относящиеся как к социальным, поведенческим, так и медицинским аспектам, являются потенциально модифицируемыми и могут иметь большое значение для общественного здоровья [1–8]. Основным интегрированным показателем функционирования женской половой системы считается менструальный цикл; при этом у подростков оценке менструальной функции придается особенное, «витальное» значение [9–15].
Хорошо известно, что нарушения менструального цикла у девочек-подростков занимают лидирующее положение в гинекологической патологии, включая маточные кровотечения (20–30%) и аменорею (3,3–11%), но наиболее распространенной патологией в этой возрастной группе, по данным многочисленных исследователей, является дисменорея (до 90%) [15–19].
Различают первичную и вторичную дисменорею. Первичная дисменорея определяется большинством авторов как синдром циклической боли, зачастую сопровождаемый комплексом из эмоционально-психических, вегетативных, вегетативно-сосудистых и обменно-эндокринных симптомов в отсутствии явной гинекологической патологии. Вторичная дисменорея – это болевой синдром, обусловленный наличием хронических гинекологических заболеваний, которые чаще встречаются у женщин среднего и позднего репродуктивного возраста, или аномалий развития половых органов [20–23].
Для подростков наиболее характерна первичная дисменорея, и ее широкая распространенность имеет несколько важных последствий. Первым является низкая обращаемость девочек к гинекологу по поводу болезненных или нарушенных менструаций, так как они считают это нормальным, а в дополнение к этому, низкая настороженность врачей-гинекологов по той же причине.
Вторая проблема – это наличие «негинекологических» жалоб, связанных с менструальной болью, которое остается вне зоны внимания врача-гинеколога. Тем не менее, многочисленные исследования показывают прямую связь между выраженностью симптомов дисменореи и симптомов неврологического, психологического и обменно-эндокринного спектра, а также различными аспектами образа жизни девочек-подростков [24–27].
Все вместе приводит к тому, что большинство подростков «нормализуют» симптомы дисменореи, используют низкоэффективную симптоматическую терапию или вовсе от нее отказываются, что в целом отрицательно влияет на качество жизни, снижает личную и социальную активность, негативно влияет на эмоциональное состояние, а у некоторых приводит к запоздалой диагностике вторичной дисменореи и снижению репродуктивного потенциала [28–30].
Цель исследования: изучить распространенность дисменореи среди девушек-подростков 15–19 лет, а также ее симптомы, особенности менструальной функции, влияние на поведенческие особенности, физическую активность и качество жизни в зависимости от выраженности болевого синдрома.
Материалы и методы
Представление результатов исследования выполнено согласно критериям руководства о наблюдательных исследованиях (STROBE) [31].
Данное поперечное (одномоментное) исследование было проведено на базе амбулаторных учреждений здравоохранения г. Архангельска. Выбор этих учреждений осуществлялся случайным образом. Сбор данных проводился в период с января по апрель 2023 г. посредством анонимного анкетирования. Первоначально участницы исследования были случайной выборкой из числа всех девочек-подростков в возрасте 15–19 лет, которые проживали на территории г. Архангельска, давшие согласие на участие в исследовании, а также не имеющие установленной гинекологической патологии.
Анкета предварительно была протестирована для оценки ясности и понятности вопросов, которые в последующем были скорректированы для использования на основной выборке респондентов. Всего собрано 620 анкет, после анализа которых, из общего количества были исключены 15 анкет из-за отсутствия у девочек менструации и 10 анкет – из-за неполного заполнения.
Анкета включала 4 блока вопросов:
1. Первый блок содержал демографические, антропометрические и социальные характеристики (возраст, вес, рост).
2. Второй блок был направлен на изучение поведенческих особенностей респондентов (вредные привычки, особенности питания, длительность сна, физическая активность).
3. Третий блок включал вопросы, оценивающие менструальные характеристики.
4. Четвертый блок содержал вопросы о болевом синдроме, дополнительных симптомах, необходимости приема лекарственных средств и истории обращений за медицинской помощью.
Для диагностики избыточной массы тела и ожирения у подростков использовали показател...