Акушерство и Гинекология №8 / 2023
Коммуникационные технологии в укреплении здоровья беременных женщин и детей
1) ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова» Минздрава России, Москва, Россия;
2) ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», Москва, Россия;
3) ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия» Минздрава России, Иваново, Россия
Цель: Оценка эффективности реализации общероссийской коммуникационной кампании в области здоровья матери и ребенка МАМАmobi-СМСмаме, направленной на информационное сопровождение, социально-психологическую поддержку и профилактику рисков здоровья матери и ребенка с использованием мобильных средств связи и каналов коммуникации.
Материалы и методы: Программа разработана междисциплинарной группой врачей акушеров-гинекологов, неонатологов, педиатров, социологов, психологов, юристов и специалистов в области коммуникаций. Разработан алгоритм создания материалов, включая тестирование в целевой аудитории сообщений, инфографики и видео методом фокус-групп. Программа впервые была запущена в 2011 г. на базе ФГБУ «НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова» МЗ РФ. Искусственный интеллект формирует индивидуальные пакеты сообщений для каждого пользователя в зависимости от даты родов и дня рождения ребенка и сопровождает в течение всего срока беременности и первых лет жизни ребенка. Для оценки эффективности каналов коммуникации и степени их воздействия на беременных женщин и матерей с детьми первого года была разработана серия комплексных социологических опросов.
Результаты: Всего в период с 2011 по 2022 гг. программой было охвачено более 15 млн женщин; покинули программу до окончания сроков рассылки не более 2,5–3% пользователей. Советам Программы «регулярно» следовали 50–60% пользователей, «иногда» – 30–40%. Важным фактором поддержания интереса и удержания участников в программе является формирование «психологической приверженности». Большинство участниц (75%) отметили полезность советов о психологическом состоянии во время беременности. Более половины участников (56,9%) регулярно сохраняют сообщения с целью вторичного обращения к ним, 25,8% – иногда.
Заключение: Исследования программы MAMAmobi-СМСмаме показали, что информационные и коммуникативные технологии представляют собой эффективный инструмент формирования ответственного и рационального отношения к своему здоровью, здоровью близких и детей, способствуют выбору самосохранительной модели поведения.
Вклад авторов: Дмитриева Е.В., Рюмина И.И., Байбарина Е.Н. – концепция и дизайн исследования; Дмитриева Е.В. – сбор и обработка материала, статистическая обработка данных; Дмитриева Е.В., Рюмина И.И. – написание текста; Рюмина И.И., Байбарина Е.Н., Посисеева Л.В. – редактирование.
Конфликт интересов: Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Финансирование: Авторы подтвердили отсутствие финансовой поддержки.
Обмен исследовательскими данными: Данные, подтверждающие выводы этого исследования, доступны по запросу у автора, ответственного за переписку, после одобрения ведущим исследователем.
Для цитирования: Дмитриева Е.В., Байбарина Е.Н., Посисеева Л.В., Рюмина И.И. Коммуникационные технологии в укреплении здоровья беременных женщин и детей.
Акушерство и гинекология. 2023; 8: 178-185
https://dx.doi.org/10.18565/aig.2023.68
Современная Россия развивается в условиях беспрецедентного давления внутренних демографических факторов и рисков общественному здоровью, приходящих с внешнего контура, – COVID, SARS и др. При этом сезонные эпидемии оказывают порой не меньшую нагрузку на систему здравоохранения, чем мировые пандемии. В решении стратегических задач страны по совершенствованию системы медицинского обслуживания и укреплению демографического потенциала особая роль отводится продвижению здорового образа жизни, изменению поведения и формированию осознанного, рационального и ответственного отношения к своему здоровью, здоровью своих близких, и в первую очередь своих детей [1]. Ключевым инструментом профилактических мероприятий, продвижения здоровья, а также снижения нагрузки на врачей и медицинские учреждения является развитие технологичных коммуникативных кампаний, основанных на использовании современных каналов связи – мобильные телефоны/смартфоны, социальные сети, мессенджеры и т.п.
В современных условиях не только общество нуждается в информационных и коммуникативных технологиях, но также и развитие технологического суверенитета возможно только при условии здорового общества и демографического благополучия. Так, например, ведущие эксперты в области искусственного интеллекта полагают, что прогресс в создании «супер-интеллекта» возможен лишь при условии повышения уровня общественного здоровья и более тесного взаимодействия организаций, связанных с продвижением здоровья [2].
Социологические опросы констатируют низкую информированность женщин о профилактике нарушений как собственного здоровья во время беременности, так и развивающегося плода, и ребенка [3–5]. В рекомендациях ведущих специалистов-неонатологов акцентируется внимание на важности социально-психологической поддержки женщин в период грудного вскармливания, профилактики инфекционных заболеваний у супружеских пар, развития когнитивных функций новорожденных, своевременного обследования беременных женщин и соблюдения ими рекомендованного графика посещения врача акушера-гинеколога, которые необходимо включать в подготовку и информирование будущих родителей [6–9].
Результаты опроса медицинских работников свидетельствуют о признании важности консультирования и обучения беременных, однако не всегда рекомендации для женщин являются подробными, направленными на предупреждение реализации факторов перинатального риска, доступными для понимания, своевременными, а также учитывающими их образ жизни. Половина из опрошенных медицинских специалистов отмечают проблемы в проведении качественного профилактического консультирования в связи с дефицитом рабочего времени [10].
Повысить информированность беременных женщин и женщин с новорожденными детьми возможно с помощью коммуникационных программ, основанных на новейших мобильных средствах связи. На данный момент в России функционирует огромное количество интернет-ресурсов и сервисов онлайн-консультирования. Тем не менее их эффективность в вопросах образования и информирования беременных женщин и мам с новорожденными детьми остается недостаточной, в том числе по причине недоверия источникам, обращения на недостоверные ресурсы или платные сервисы [11, 12].
Цель исследования: оценка эффективности реализации общероссийской коммуникационной кампании в области здоровья матери и ребенка для последующей разработки практических рекомендаций по внедрению в систему здравоохранения новых коммуникационных технологий для оказания своевременного информационно-психологического сопровождения и информирования беременных женщин и женщин с детьми.
Материалы и методы
Программа МАМАmobi-СМСмаме разработана в рамках проекта мобильного здравоохранения (mHealth), направленного на информационное сопровождение, социально-психологическую поддержку и профилактику рисков здоровья матери и ребенка с использованием мобильных средств связи и каналов коммуникации. Методология создания программы включала формирование междисциплинарной группы для разработки контента и каналов доставки информации. В рабочую группу вошли эксперты ФГБУ «НМИЦ АГП им. академика В.И. Кулакова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (МЗ РФ), ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» МЗ РФ, а также других ключевых учреждений здравоохранения РФ. Содержание программы разрабатывалось ведущими врачами акушерами-гинекологами, неонатологами, педиатрами, социологами, психологами, юристами, специалистами в области коммуникаций. Адаптация теоретического контента была проведена лингвистами для приведения текстов в соответствие с форматами каналов коммуникации. Все сообщения, инфографика и видео и другие материалы тестировались методом фокус-групп для оценки их восприятия представителями целевой аудитории. После проведения исследования в разработанные материалы вносились необходимые правки, далее проводилась их оценка.
Программа СМСмаме впервые была запущена в 2011 г. на базе ФГБУ «НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова» МЗ РФ. В ходе реализации программы проводились многочисленные социологические ис...