Медицинский Вестник №8 (585) / 2012

Кому нужен «адвокат пациента»?

1 марта 2012

В конце прошлого года ФОМС сдержал свое обещание и разработал методику расчета показателей оценки деятельности страховых медицинских организаций, утвержденную Приказом № 243 от 26.12.2011 «Об оценке деятельности страховых медицинских организаций». Анализ документа позволяет оценить логику и интересы авторов этих рейтингов и понять, какой видит ФОМС систему ОМС и роль в ней медицинских страховщиков.

В конце прошлого года ФОМС сдержал свое обещание и разработал методику расчета показателей оценки деятельности страховых медицинских организаций, утвержденную Приказом № 243 от 26.12.2011 «Об оценке деятельности страховых медицинских организаций». Анализ документа позволяет оценить логику и интересы авторов этих рейтингов и понять, какой видит ФОМС систему ОМС и роль в ней медицинских страховщиков.

Основной дефект

Сама идея рейтингов, обусловленная необходимостью предоставить потребителям бесплатных медицинских услуг по полисам ОМС максимально полную и доступную информацию относительно работы страховых компаний, безусловно, хороша. И очевидно, что у этой инициативы есть экономическая подоплека. Ведь опирающийся на рейтинг выбор пациента, не разбирающегося в отличиях между страховыми компаниями, — это перераспределение клиентов на рынке ОМС. Исходя из этого, логично предположить, что критерии, используемые в рейтингах, должны быть, с одной стороны, значимыми для пациента, а с другой — задавать ориентиры для работы страховщиков. Например, стимулировать страховые медицинские организации работать с населением более активно, консультировать по телефону, активно принимать и разбирать жалобы по факту нарушенных прав и защищать, защищать, защищать! Но нет! Методика расчета показателей составлена так, что страховщику проще работать с населением формально, раздувая количественные показатели по штату работников и рекламным расходам.

Судите сами. Оценка деятельности страховых медицинских организаций (СМО) проводится ФОМС ежеквартально по определенным показателям, каждый из которых рассчитывается согласно утвержденной методике. Перечень показателей исчерпывается 14 пунктами, из которых 2 являются общими (численность застрахованных и количество пунктов выдачи полисов), 5 относятся к экспертной деятельности страховщиков, 4 посвящены их информационной активности, 2 касаются нарушений страховой компании (предъявленные ей штрафы, жалобы на ее работу) и только 1 показатель отражает работу с претензиями и жалобами застрахованных, причем только в одном аспекте — результативности претензий и исков. Фактически одно из главных направлений деятельности СМО — работа с обращениями застрахованных — остается за рамками рейтинга.

А ведь для застрахованного не столько важна экспертная работа страховщика и наличие стендов в поликлиниках, ско...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.