Медицинский Вестник №29 (534) / 2010

Леонид ПЕЧАТНИКОВ: даже управленческая часть здравоохранения требует узких медицинских знаний

1 октября 2010

Не секрет, что частная медицина у нас развивается не благодаря, а вопреки сложившемуся в здравоохранении положению дел. Тем отраднее попытки государства хотя бы де-юре привлечь ее потенциал для оказания медицинской помощи населению. Впрочем, президент и главный врач Европейского медицинского центра, директор Департамента по медицинскому обслуживанию XXII Олимпийских и XI Параолимпийских игр в Сочи в 2014 году Леонид Михайлович ПЕЧАТНИКОВ считает, что составить конкуренцию государственным клиникам в масштабе всей страны частные пока не могут. О своей оценке состояния дел в отрасли и перспективах ее реформирования он рассказал в интервью корреспонденту «МВ» Сергею Литвиненко.

Не секрет, что частная медицина у нас развивается не благодаря, а вопреки сложившемуся в здравоохранении положению дел. Тем отраднее попытки государства хотя бы де-юре привлечь ее потенциал для оказания медицинской помощи населению. Впрочем, президент и главный врач Европейского медицинского центра, директор Департамента по медицинскому обслуживанию XXII Олимпийских и XI Параолимпийских игр в Сочи в 2014 году Леонид Михайлович ПЕЧАТНИКОВ считает, что составить конкуренцию государственным клиникам в масштабе всей страны частные пока не могут. О своей оценке состояния дел в отрасли и перспективах ее реформирования он рассказал в интервью корреспонденту «МВ» Сергею Литвиненко.

— Леонид Михайлович, как вы можете охарактеризовать последние законотворческие инициативы федерального центра в области здравоохранения?

— У меня масса претензий к министерству и как у специалиста с 30-летней практикой, и как у главного врача Олимпийских игр 2014 года в Сочи. Естественно, что во взаимодействии с министерством возникает много рабочих проблем. Это абсолютно нормальная ситуация, и должна она восприниматься Мин­здравсоцразвития РФ конструктивно, как некая системная оппозиция. Но отмечу, что три последних законопроекта, подготовленные там, в прин­ципе правильные. Они необходимы отечественному здравоохранению. Я имею в виду законопроект о гражданской ответственности лечебных учреждений — о введении материальной компенсации больным за причиненный в лечебном учреждении вред здоровью; законопроект о лицензировании, в котором речь идет о замене лицензирования лечебных учреждений на лицензирование врачей; закон об ОМС, с возможностью выделения квот на высокотехнологичную медицинскую помощь и подключение к выполнению этих операций ЛПУ различных форм собственности.

— В чем вы видите основные плюсы и минусы законопроектов?

— С лицензированием задумка замечательная. В министерстве не стали изобретать велосипед, а пошли по пути многих развитых стран. Но система, к сожалению, пока не готова к вступлению в силу этого закона. Мы не можем сегодня допустить врача сразу же после окончания им медицинского вуза к самостоятельной практике. Как только начинает работать лицензия врача, рушится существующая сегодня в клинике «вертикаль власти». Фактически лицензия дает право врачу не выполнять указания его непосредственного начальника: заведующего отделением, главного врача или просто старшего товарища. Он может прислушаться к их мнению, но принимать его во внимание не обязан, так как при такой схеме только он отвечает перед больным за все принимаемые решения и результат лечения. С одной стороны, это кажется привлекательным, но, если он ошибся и больной умер, не дай Бог, эта его ответственность делу не поможет. Поэтому, прежде чем мы перейдем к такой системе, если вообще перейдем (и это будет уж точно не в 2013 году), необходимо подготовить такую плеяду врачей, которым можно доверять. И сертификат этот должен будет стать реальной гарантией высокого уровня профессиональной подготовки.

Если говорить о материальной компенсации, то очевидно, что это крайне необходимо сейчас. Например, в отсутствии такой...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.