Терапия №7 (17) / 2017

Междисциплинарная медицина

11 декабря 2017

1 ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, Москва
2 ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России, Волгоград

Статья посвящена разработке принципиально нового подхода к решению терапевтических задач, стоящих перед медицинскими специалистами. Приведены основы взаимодействия врачей при воплощении модели междисциплинарной медицины.

В настоящее время профессионалы, занимающиеся здоровьем человека, сталкиваются с обескураживающей тенденцией: несмотря на рост технологий, прогресса в понимании этиологии и патогенеза многих заболеваний, успехов фармакологической промышленности, наблюдается рост уровня медицинских проблем. Более того, все чаще звучат слова об опасности пандемии неинфекционных заболеваний, таких как сахарный диабет, артериальная гипертензия, цереброваскулярная болезнь [1, 5]. При этом, как ни парадоксально, сам факт прогрессивного накопления знаний и технических усовершенствований может становиться тормозящим фактором на пути понимания, лечения и профилактики этих патологий. Поскольку, согласно современным представлениям, человек является целостной многофакторной системой, практически невозможно представить себе патологию, изолированно затрагивающую интересы только одной врачебной специальности. В то же время экспоненциальный рост узкоспециальных знаний порой мешает врачам различного профиля достичь понимания и консенсуса в ведении пациента. Нередко возникает ситуация, когда врачи разных специальностей используют различные термины в описании одних и тех же процессов, иногда применяют несогласованные модели патофизиологических процессов и задействуют не одинаковые способы фармакологической коррекции одного синдрома [3, 6]. Так, даже в стандартах оказания медицинской помощи и клинических рекомендациях у врачей разных специальностей описаны различные, иногда противонаправленные, подходы к одной и той же нозологии. Это приводит к полипрагмазии, лекарственным конфликтам и полному непониманию пациента, каким рекомендациям следовать.

Попытки обеспечить системность образования предпринимались еще с античных времен. Так, в античности греки полагали специализированного профессионала недоделанным человеком, относились к нему с презрением: специалист низводит себя до статуса раба, меняет всечеловеческую универсальность на роль орудия. Уже в то время прогрессивные слои населения очень хорошо понимали ценность именно неопределенного, неспециализированного характера своего культурного идеала. Хорошо воспитанный и образованный человек обладает душой такого качества, что может легко преуспеть в любой специальной области. Это греческий идеал; варварством же для греков было воспитание человекоорудий, калечение свободных граждан собственного государства, когда они становятся только врачами, только инженерами, военными или кораблестроителями. (Г. Любарский, 2000, «Морфология истории»). Тем не менее в настоящее время мы видим дробление специальностей на все более узкие области знаний, специализацию врачей на некоторых нозологиях или способах лечения. Чего стоит только выделение среди неврологов специалистов в отдельных областях и уже ставшие почти узаконеными термины «эпилептолог», «паркинсонолог», «цефальголог». Хотя еще у Козьмы Пруткова мы читали знаменитый афоризм: «Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя».

Попытки изменить эту ситуацию в медицинском сообществе уже предпринимались, правда, без особых успехов. Все чаще поднимается вопрос о формировании многопрофильных бригад для терапии того или иного заболевания, что приводит к увеличению штатного расписания и возрастанию расходов на здравоохранение. [4] При этом отсутствие взаимопонимания среди действующих в бригаде специалистов и упорядоченного расписания и методологии работы не дает возможности воспользоваться преимуществами такого подхода. Попытка централизации учреждений здравоохранения с целью обеспечить доступ пациента сразу к множеству узкопрофильных специалистов увеличила нагрузку на эти учреждения и при отсутствии четких регламентов привела к волне недовольства как со стороны населения, так и со стороны самих медиков.

Необходимо признать тот факт, что на данном этапе ни одна многопрофильная модель не может поддерживать сложные потребности в здравоохранении многих пациентов. С другой стороны, ни одна медицинская профессия не может иметь все знания, необходимые, чтобы обеспечить полный, сконц...

Ал.Б. Данилов, Ан.Б. Данилов, О.В. Курушина, А.Е. Барулин
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.