Терапия №7 (17) / 2017
Междисциплинарная медицина
1 ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, Москва
2 ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России, Волгоград
Статья посвящена разработке принципиально нового подхода к решению терапевтических задач, стоящих перед медицинскими специалистами. Приведены основы взаимодействия врачей при воплощении модели междисциплинарной медицины.
В настоящее время профессионалы, занимающиеся здоровьем человека, сталкиваются с обескураживающей тенденцией: несмотря на рост технологий, прогресса в понимании этиологии и патогенеза многих заболеваний, успехов фармакологической промышленности, наблюдается рост уровня медицинских проблем. Более того, все чаще звучат слова об опасности пандемии неинфекционных заболеваний, таких как сахарный диабет, артериальная гипертензия, цереброваскулярная болезнь [1, 5]. При этом, как ни парадоксально, сам факт прогрессивного накопления знаний и технических усовершенствований может становиться тормозящим фактором на пути понимания, лечения и профилактики этих патологий. Поскольку, согласно современным представлениям, человек является целостной многофакторной системой, практически невозможно представить себе патологию, изолированно затрагивающую интересы только одной врачебной специальности. В то же время экспоненциальный рост узкоспециальных знаний порой мешает врачам различного профиля достичь понимания и консенсуса в ведении пациента. Нередко возникает ситуация, когда врачи разных специальностей используют различные термины в описании одних и тех же процессов, иногда применяют несогласованные модели патофизиологических процессов и задействуют не одинаковые способы фармакологической коррекции одного синдрома [3, 6]. Так, даже в стандартах оказания медицинской помощи и клинических рекомендациях у врачей разных специальностей описаны различные, иногда противонаправленные, подходы к одной и той же нозологии. Это приводит к полипрагмазии, лекарственным конфликтам и полному непониманию пациента, каким рекомендациям следовать.
Попытки обеспечить системность образования предпринимались еще с античных времен. Так, в античности греки полагали специализированного профессионала недоделанным человеком, относились к нему с презрением: специалист низводит себя до статуса раба, меняет всечеловеческую универсальность на роль орудия. Уже в то время прогрессивные слои населения очень хорошо понимали ценность именно неопределенного, неспециализированного характера своего культурного идеала. Хорошо воспитанный и образованный человек обладает душой такого качества, что может легко преуспеть в любой специальной области. Это греческий идеал; варварством же для греков было воспитание человекоорудий, калечение свободных граждан собственного государства, когда они становятся только врачами, только инженерами, военными или кораблестроителями. (Г. Любарский, 2000, «Морфология истории»). Тем не менее в настоящее время мы видим дробление специальностей на все более узкие области знаний, специализацию врачей на некоторых нозологиях или способах лечения. Чего стоит только выделение среди неврологов специалистов в отдельных областях и уже ставшие почти узаконеными термины «эпилептолог», «паркинсонолог», «цефальголог». Хотя еще у Козьмы Пруткова мы читали знаменитый афоризм: «Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя».
Попытки изменить эту ситуацию в медицинском сообществе уже предпринимались, правда, без особых успехов. Все чаще поднимается вопрос о формировании многопрофильных бригад для терапии того или иного заболевания, что приводит к увеличению штатного расписания и возрастанию расходов на здравоохранение. [4] При этом отсутствие взаимопонимания среди действующих в бригаде специалистов и упорядоченного расписания и методологии работы не дает возможности воспользоваться преимуществами такого подхода. Попытка централизации учреждений здравоохранения с целью обеспечить доступ пациента сразу к множеству узкопрофильных специалистов увеличила нагрузку на эти учреждения и при отсутствии четких регламентов привела к волне недовольства как со стороны населения, так и со стороны самих медиков.
Необходимо признать тот факт, что на данном этапе ни одна многопрофильная модель не может поддерживать сложные потребности в здравоохранении многих пациентов. С другой стороны, ни одна медицинская профессия не может иметь все знания, необходимые, чтобы обеспечить полный, сконц...