Медицинский Вестник №1 / 2020
Модель для сборки. Системе здравоохранения прописали упрощение и мобилизацию внутренних резервов
Российская система здравоохранения развивается по инерционной модели. Ресурсы национальных проектов позволят придать отрасли некоторое ускорение. Однако выход на инновационный или хотя бы на переходный путь развития требует мобилизации внутренних резервов. О том, где искать их, шла речь на заседании диспут-клуба Ассоциации независимых центров экономического анализа «Узлы экономической политики».
Участникам диспута — зам. руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ Нелли Найговзиной и советнику директора Аналитического центра «Форум» Екатерине Малофеевой — предстояло ответить на непростые вопросы. Находится ли отрасль в системном кризисе? Работают ли конституционные гарантии и сохранится ли право на бесплатную медицинскую помощь для россиян? Какая модель финансирования лучше подходит для нашей страны — страховая или бюджетная?
Что не так со здравоохранением
В условиях старения населения и повышения продолжительности жизни расходы на здравоохранение будут увеличиваться темпами, превышающими рост ВВП, констатировала Малофеева. Растут стоимость обучения и зарплаты медиков, дорожают медикаменты и оборудование и расширяется их использование в медицинской практике. Строится современная инфраструктура, появляются новые форматы медицинской помощи. Новые требования предъявляются к качеству медпомощи, что также удорожает процесс ее оказания.
При этом необходимо заботиться не только о сохранении жизни граждан, но и об улучшении ее качества, для чего требуется значительное усложнение системы, считает Малофеева.
По ее мнению, российское здравоохранение находится в системном кризисе, а главное, нет понимания, куда и зачем двигаться. Нет адекватного описания системы, ее элементов и связи между ними. А то, что находится за рамками полномочий Минздрава, воспринимается как чуждое и игнорируется. Например, частные медорганизации упрекают в том, что они отбирают деньги из бюджета ОМС.
«Из открытых источников неизвестно, сколько людей получили медицинскую помощь — только посещения, госпитализации, операции. Как устроено финансово лекарственное обеспечение, мы не знаем вообще. То есть невозможно сказать, во сколько обошлось лечение одного человека и сколько лекарств было закуплено для этого. Как отличается стоимость годового сопровождения самых дорогих и самых дешевых пациентов, как прогнозируется стоимость медицинских услуг», — перечислила она.
В итоге стимулов на достижение результата нет ни у распорядителей бюджета, ни у медработника, ни у производителя инноваций, ни у пациента. «Движение денег отражает эффективность лоббизма, но не позволяет прогнозировать уровень заболеваемости и стоимость лечения», — резюмировала Малофеева.
Государственные гарантии на бесплатную медицинскую помощь, по ее мнению, в России не работают. Потому что имеются явные и скрытые дефициты, в частности кадровый. Присутствует серьезная разница между регионами, городами и селами с точки зрения равности условий оказания медпомощи.
«Нет внятного ответа на вопрос, какая помощь должна быть оказана: пациент с переломом руки может оказаться в ФАП, где ему сделают рентген и наложат лангетку, а если повезет, попадет в высокотехнологичный центр со скоровспомощным и ортопедическим отделениями», — пояснила Малофеева.
Регионы в целях экономии средств не стремятся отправить че...