Акушерство и Гинекология №12 / 2013
Модернизация службы охраны материнства и детства в Российской Федерации: результаты и перспективы
Министерство здравоохранения Российской Федерации, Москва
Проанализированы результаты реализации программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в 2011–2012 годах в части совершенствования акушерско-гинекологической помощи. Показано, что реализация региональных программ модернизации позволила укрепить материально-техническую базу учреждений родовспоможения, оптимизировать акушерский коечный фонд, начать внедрение современных информационных технологий, внедрить порядки оказания медицинской помощи, начать поэтапный переход к оказанию медицинской помощи в соответствии со стандартами. Результатом модернизации службы родовспоможения стало повышение доступности и качества медицинской помощи женщинам и детям, снижение материнской смертности в Российской Федерации. Определены цели, задачи и основные направления дальнейшего совершенствования службы родовспоможения в Российской Федерации.
В 2011–2013 гг. во всех субъектах Российской Федерации осуществляется реализация программ модернизации здравоохранения, одним из приоритетных направлений которых является совершенствование медицинской помощи женщинам и детям.
Основная цель модернизации системы оказания медицинской помощи акушерско-гинекологического профиля – создание новой системы организации работы учреждений здравоохранения на основе единых порядков и стандартов оказания медицинской помощи женщинам во время беременности, родов, в послеродовом периоде, гинекологическим больным и новорожденным, предупреждение и снижение материнской, перинатальной и младенческой заболеваемости и смертности.
В рамках модернизации здравоохранения предусмотрены мероприятия, направленные на улучшение качества и доступности медицинской помощи женщинам и детям: укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения (завершение ранее начатого строительства объектов, капитальные и текущие ремонты, приобретение современного медицинского оборудования); внедрение современных информационных систем и стандартов медицинской помощи.
На развитие службы родовспоможения и детской медицины в рамках региональных программ модернизации здравоохранения за счет субсидий Федерального фонда обязательного медицинского страхования, средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в 2011–2012 гг. было запланировано 186,0 млрд рублей или 28,0% общей суммы финансирования программ модернизации здравоохранения.
Анализ реализации региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации проведен на основании данных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, представленных в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 30 декабря 2010 г. № 1240н «Об утверждении порядка и формы предоставления отчетности о реализации мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и мероприятий по модернизации государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, государственных учреждений, реализующих мероприятия по внедрению современных информационных систем в здравоохранение» и содержащих индикаторы реализации мероприятий программы модернизации здравоохранения за 2010 и 2012 гг.
Случаи материнской смерти проанализированы на основании данных учетной формы № 003/у-МС «Карта донесения о случае материнской смерти», утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 23 июня 2006 г. № 500. Кроме того, проанализированы оперативные данные субъектов Российской Федерации о распределении числа преждевременных родов и случаев смерти новорожденных в раннем неонатальном периоде по группам акушерских стационаров в 2010 и 2012 гг., а также об организации медико-социальной помощи женщинам.
С учетом неблагополучного санитарно-эпидемиологического состояния большинства учреждений родовспоможения (размещение в зданиях довоенной постройки, либо построенных в 1960–1980 гг., проблемы горячего водоснабжения, канализации, отопления, использование дезинфекционных камер недостаточной мощности, выработавших технический ресурс, высокий износ вентиляционного оборудования по причине длительной эксплуатации и отсутствия достаточных средств на реконструкцию и др.), несоответствия архитектурно-планировочных решений существующих зданий современным гигиеническим и противоэпидемическим требованиям, перегруженности акушерских стационаров, нарушения соблюдения цикличности заполнения палат для родильниц и новорожденных и, следовательно, сохранения проблемы внутрибольничных инфекций, в том числе групповых заболеваний и вспышек, важнейшей задачей программ модернизации здравоохранения является улучшение материально-технической базы акушерских стационаров.
По данным мониторинга, в ходе реализации программ модернизации здравоохранения в 2011–2012 гг. в субъектах Российской Федерации завершено строительство 8 объектов родовспоможения, осуществлены капитальные ремонты 75 перинатальных центров, 176 родильных домов, 330 родильных отделений, 170 гинекологических стационаров, 180 женских консультаций, проведены текущие ремонты 35 объектов акушерско-гинекологического профиля.
Для учреждений родовспоможения приобретено 14 353 единицы дорогостоящего медицинского оборудования, что составляет 102,9% запланированного. Учитывая переход Российской Федерации с 2012 г. на критерии регистрации рождений, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения, преимущественно закупалось дорогостоящее медицинское оборудование для выхаживания новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела. В частности, приобретено 3011 кювезов, 1923 аппарата искусственной вентиляции легких (ИВЛ) для новорожденных, 1579 открытых реанимационных систем. Кроме того, в учреждения, оказывающие акушерско-гинекологическую помощь, поставлено 1192 ультразвуковых аппарата, 1741 фетальный монитор, 940 аппаратов ИВЛ для взрослых, 288 гематологических и 25...