Медицинский Вестник №35 (504) / 2009

Монастырская медицина в Древней Руси

1 декабря 2009

Древняя Русь… Далекие, чрезвычайно далекие времена. Совсем иные социальные условия жизни, иная культура, иной быт. Совсем другая, малоизвестная и, чем дальше от нас, тем все менее эффективная медицина. Но древнерусская медицина была, существовала и делала немало полезного. Эпохальным для тогдашней медицины было время, когда Древняя Русь стала христианским государством. Именно тогда появились монастыри, которые были не только сугубо религиозными учреждениями, но и очагами науки и культуры, формой социальной организации жизни людей на основе общих взглядов.

Древняя Русь… Далекие, чрезвычайно далекие времена. Совсем иные социальные условия жизни, иная культура, иной быт. Совсем другая, малоизвестная и, чем дальше от нас, тем все менее эффективная медицина. Но древнерусская медицина была, существовала и делала немало полезного. Эпохальным для тогдашней медицины было время, когда Древняя Русь стала христианским государством. Именно тогда появились монастыри, которые были не только сугубо религиозными учреждениями, но и очагами науки и культуры, формой социальной организации жизни людей на основе общих взглядов.

Гуманный подвиг

Поначалу монастыри существовали как закрытые сообщества. Живущие в них монахи не стремились к «общению» с народом, ведь монашество являлось подвижничеством, отречением от мирских соблазнов. Как считают современные ученые, монастыри уже тогда представляли собой многофункциональную систему, где образовался особый тип самопомощи человеку. Получив поддержку со стороны княжеской власти, окрепнув экономически, монастыри становились центрами благотворительной, социальной деятельности и выполняли такие основные функции, как лечение, обеспечение неимущих (в виде милостыни), обучение.

В первой половине ХIII века было известно почти 70 монастырей, причем в крупных городах их насчитывалось много: по 17—18?— в Киеве и Новгороде, 4 и более — во Владимире Суздальском, Смоленске, Чернигове, Галиче и др. Но с середины ХIV?в. большинство монастырей образуется вдали от главных городов. Так, поистине выдающимися центрами культуры стали монастыри на Севере. Первые их основатели?— Сергий Радонежский, Стефан Пермский, Кирилл Белозерский, Иосиф Волоцкий, Мартиниан Белозер­ский, Кирилл Комельский — были образованными людьми. Установлено, что они сами переводили и переписывали книги и поручали это своим ученикам. Вероятно, они были хорошо знакомы и с медициной, как знаменитый Кирилл Белозерский, настоятель хорошо известного Кирилло-Белозерского монастыря.

Впрочем, следует иметь в виду, что основным занятием ученых монахов, хотя они и представляли очень тонкий тогда слой носителей интеллектуальной культуры, было, скорее всего, не изучение и переписка античной литературы (и уж тем более не исцеление болящих), а богословие. Тем большего уважения заслуживает гуманный подвиг — именно подвиг — безвест­ных монахов, посвящавших себя занятиям практической медициной, милосердной деятельностью по исцелению болящих и страждущих.

Здесь, в монастырях, появились первые в Древнерусском государ­стве больницы: основали их по примеру Афонского и других христианских монастырей Византий­ской империи, с которыми монастыри Древней Руси были связаны тесными узами.

Византийским путем

Преподобный Феодосий Печерский (ок. 1036—1091) — русский святой, один из основателей Киево-Печерской лавры (другим основателем считается Антоний Печерский), был учредителем монашеского общежития в русских монастырях. В ХI веке, как свидетельствует летописец, игумен Печерского монастыря Феодосий построил при монастыре богадельню: «Сътвори двор близ монастыря своего, и церковь вьзгради в нем святаго первомучени...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.