Фарматека №10 / 2019
Нарушения приема пищи у детей раннего и дошкольного возраста
Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи, Москва, Россия
Нарушения пищевого поведения у детей раннего и дошкольного возраста остаются актуальной проблемой педиатрии. Неполноценное питание многих детей приводит к увеличению распространенности нарушений нутритивного статуса и проблем со здоровьем, в т.ч. у взрослых. Длительно сохраняющиеся трудности при кормлении наблюдаются у 20–30% детей в возрасте до 7 лет. Нарушение аппетита в отсутствие своевременного выявления и адекватной коррекции приводит к негативным последствиям для здоровья и развития детей в связи с хроническим дефицитом нутриентов. Лечение должно быть комплексным и направленным в первую очередь на психологическую сторону проблемы с одновременной коррекцией питания при необходимости. В статье представлен современный подход к диагностике и коррекции трудностей при кормлении, наиболее часто встречающихся у детей раннего и дошкольного возраста.
Для цитирования: Павловская Е.В. Нарушения приема пищи у детей раннего и дошкольного возраста. Фарматека. 2019;26(10):82–86. DOI: https://dx.doi.org/10.18565/pharmateca.2019.10.82-86
Актуальность
Трудности при кормлении и сниженный аппетит детей являются частыми жалобами родителей на педиатрическом приеме. Вместе с тем во многих случаях неполноценное питание остается вне поля зрения педиатров и приводит к развитию нарушений нутритивного статуса. Недостаточная информированность педиатров о нарушениях пищевого поведения в раннем и дошкольном возрасте препятствует своевременному выявлению и коррекции данных состояний. Проблема пищевого поведения детей активно изучается в последнее десятилетие, проводятся поиск причин нарушений приема пищи у детей и разработка подходов к их коррекции.
Трудности при кормлении (R63.3) – спектр состояний, который характеризуется нарушением приема пищи ребенком без нервно-психических расстройств. Диагностируется как у здоровых детей, так и у детей с патологией внутренних органов и/или центральной нервной системы (ЦНС). В большинстве случаев трудности при кормлении ребенка раннего возраста являются нормой, носят легкий транзиторный характер и исчезают по мере взросления – часто без последствий для здоровья и развития ребенка. Клиническое значение имеют трудности при кормлении, сохраняющиеся более 1 месяца [1–3].
Расстройство приема пищи у детей раннего и дошкольного возраста (F98.2) имеет нервно-психический характер с чертами отказа и крайней степени избирательности с их стороны в пище без патологии внутренних органов и ЦНС в ответ на предложение ему адекватной пищи разумным и компетентным лицом, осуществляющим уход за ним. Может быть диагностировано, если у ребенка наблюдается необычное пищевое поведение или если у него отмечается снижение или отсутствие прибавки массы тела в течение минимум 1–3 месяцев [1–3].
Этиология
Возникновение трудностей с кормлением здорового ребенка не зависит от пола, этнической принадлежности и уровня дохода семьи [4–6].
Основные причины возникновения нарушений приема пищи и появления трудностей при кормлении детей раннего возраста [1, 4, 7, 8]:
- неверное понимание родителями пищевого поведения и ребенка – т.н. «мнимые» нарушения;
- нарушения поведения, в т.ч. нервно-психические расстройства;
- патология внутренних органов или ЦНС;
- применение принудительных тактик кормления родителями.
Распространенность
В связи с отсутствием единой классификации и диагностических критериев истинная распространенность неизвестна. Более 50% родителей здоровых детей раннего возраста считают, что их ребенок ест плохо и около 90% родителей детей с нарушениями развития различного генеза испытывают трудности с кормлением ребенка [7, 9, 10].
Длительно (более 1 месяца) сохраняющиеся трудности при кормлении наблюдаются у 20–30% детей здоровых раннего и дошкольного возраста [7]. У большинства из них они обусловлены легкими транзиторными формами нарушений пищевого поведения или неверной трактовкой родителями пищевого поведения ребенка и лишь у 1–5% – тяжелой формой нарушения пищевого поведения: расстройством приема пищи в младенческом и детском возрасте [11].
Последствия для развития и здоровья детей
Хронический дефицит макро- и микронутриентов. Характерен для детей с избирательностью в еде. У этих детей выявляется сниженное потребление практически всех макро- и микронутриентов, особенно фолиевой кислоты, пищевых волокон, витаминов D, Е и С [10, 12, 13].
Отставание в физическом развитии. Дети со сниженным аппетитом или избирательностью в еде обычно имеют меньшую массу тела, чем дети, не имеющие проблем с кормлением [14]. По мере взросления частота отставания в росте и дефицит массы тела могут достигать 50% [12].
Снижение когнитивных функций.
В старшем возрасте у детей со сниженным аппетитом или избирательностью в еде часто оказывается сниженной способ-ность к обучению, страдают внимание, память и зрительное восприятие [12].
Хроническая стрессовая ситуация в семье. Недостаточное потребление пищи ребенком вызывает чувство тревоги и страха у родителей, которые часто пытаются его накормить насильно. Если родители оказывают постоянное психологическое давление на ребенка, принуждая его к еде, создается порочный круг, усугубляющий имеющиеся трудности с кормлением [14].
Диагностика
Алгоритм диагностики представлен на рисунке. Первым шагом является определение ведущего отклонения в пищевом поведении ребенка: сниженный аппетит, избирательность в еде или страх приема пищи [1]. Дальнейшая тактика направлена на исключение у него патологии внутренних органов, ЦНС или нервно-психических расстройств, характерных для данного отклонения в пищевом поведении. На их наличие указывают настораживающие признаки – специфические симптомы, выявление которых ...