Урология №6 / 2024
Небиологический тренажер для обучения интраренальной навигации при ретроградной гибкой пиелолитотрипсии
1) Кафедра урологии (зав. каф. – проф. Комяков Б.К.) Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, Санкт-Петербург, Россия;
2) Центр урологии с робот-ассистированной хирургией Мариинской больницы (глав. врач – Реутский И.А.), Санкт-Петербург, Россия
Введение. Мочекаменная болезнь (МКБ) остается частой урологической патологией, которая в последние десятилетия характеризуется ростом заболеваемости [1, 2]. Основным методом лечения больных с крупными плотными камнями почек в течение длительного времени была перкутанная нефролитотрипсия в различных ее модификациях [3–5]. За последнее десятилетие благодаря внедрению одноразовых гибких уретероскопов, лазерных литотрипторов, мочеточниковых кожухов и экстракторов для удаления камней, активно проводится ретроградная интраренальная хирургия (РИРХ) [6–10]. Она является безопасным и эффективным методом лечения МКБ, однако для ее выполнения требуется достаточное число практических навыков и клинический опыт оперирующего хирурга. Недостаток последних может привести к техническим ошибкам и развитию тяжелых осложнений с серьезными последствиями для пациента. В последние годы использование тренажеров и симуляторов для обучения урологов и улучшения их практических навыков стало обыденным делом [11–16]. В настоящее время существует несколько искусственных учебных модулей по уретероскопии и гибкой пиелолитотрипсии для начинающих эндоурологов [17–21]. Все они кажутся, на первый взгляд, удобными и полезными с точки зрения разработавших их авторов, демонстрируют различные преимущества и недостатки. Важным этапом РИРХ является интраренальная навигация по полостной системе почки, в особенности определение входа во все группы чашечек. Поэтому учебные модули должны как можно точнее повторять особенности строения ЧЛС. Трехмерные технологии позволяют распечатать 3D-модели ЧЛС для имитации интраренальной навигации при РИРХ. В настоящее время существуют различные тренажеры для РИРХ, которые, однако, недоступны для отечественных урологов из-за дороговизны или экономических санкций, что не позволяет провести адекватное обучение молодых эндоурологов в нашей стране. Кроме того, в существующих моделях используются только единичные несложные напечатанные 3D-модели полостной системы почки, которые нередко с частью мочеточника фиксируются на отдельном столе, где обучаемый уролог смотрит непосредственно на саму модель ЧЛС, что не совсем соответствует реальной технике РИРХ [20, 21]. Подобная методика тренинга, к сожалению, отличается от истинной методики РИРХ, когда оперирующий хирург должен смотреть на монитор, а не на 3D-модель ЧЛС. Учитывая недостатки имеющихся обучающих модулей для РИРХ, мы предложили и разработали небиологический тренажер, позволяющий нивелировать отрицательные стороны существующих подобных систем для тренинга.
Цель исследования: предоставление характеристик разработанного небиологического тренажера для обучения технике РИРХ и результатов его апробации.
Материалы и методы. Нами был предложен и совместно со специалистами IT-технологий разработан небиологический тренажер для обучения технике РИРХ, на который получен патент № 2830062 от 11 марта 2024 г. Он состоит из бокса, в котором размещаются модели мочевого пузыря (МП) с уретрой, мочеточников и полостных 3D-систем почек, выполненных из силикона. Основные структуры тренажера были разработаны путем трехмерной реконструкции. Его основная часть представляет собой единый четырехугольный бокс размером 60×30 см, имеющий внутри специальные выемки для расположения МП, мочеточников и почек, а также прозрачную и темную крышки (рис. 1). При этом размеры выемок для почек были подобраны таким образом, чтобы при необходимости можно было расположить не только напечатанные 3D-модели ЧЛС, но и свиную почку, позволяющую проводить более реалистичное обучение технике РИРХ. Далее отдельно на 3D-принтере из силикона печатали МП с отверстиями для подключения обоих мочеточников и уретры, а также несколько вариантов 3D-моделей почек, полученных от различных пациентов, которым выполнялась компьютерная томография с внутривенным контрастированием. Далее укладывали напечатанные МП и 3D-модели обеих почек на свои места в тренажере, соединяли их между собой силиконовой трубкой диаметром 20 Шр с помощью переходников меньшего диаметра (рис. 2). В комплекте с тренажером прилагаются три и более пар моделей ЧЛС. Первая пара имеет несложную анатомию, а остальные характеризуются более сложным строением (рис. 3). Таким образом, обучаемому предоставляется возможность получить навыки интраренальной хирургии вначале на простой анатомической модели, которые можно усовершенствовать с применением более сложных форм ЧЛС. Применение трех и более анатомических вариантов ЧЛС позволяет всесторонне развивать пространственное ориентирование внутри полостной системы почки. Кроме того, при необходимости можно распечатать 3D-модель ЧЛС конкретного пациента, которому планируется РИРХ, подключить ее к тренажеру и провести тренинг непосредственно перед операцией.
Апробация небиологиче...