Фарматека №13 (286) / 2014
Нейрорепарация: современные взгляды на проблему
Красноярский ГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, Красноярск
В обзоре обсуждаются фундаментальные биологические процессы нейропротекции, нейрорепарации и нейрогенеза. Описаны естественные пути активации защитных механизмов, противодействующих повреждающим факторам. На основании
принципов доказательной медицины рассматриваются возможности фармакологической модуляции процессов нейродегенерации/нейрорепарации, предотвращения апоптозных механизмов. Приводятся сведения об эффективности нейропептидного препарата Целлекс (полипептиды из головного мозга эмбрионов свиней)в лечении больных, перенесших инсульт. Подчеркивается, что предполагаемый механизм действия препарата расширяет возможности его терапевтического применения: время его назначения больному ишемическим инсультом не ограничивается первыми часами или минутами от момента развития заболевания, а пролонгируется на значительно больший период времени.
Пристальное внимание к процессам, происходящим в остром и восстановительном периодах инсульта, интенсивное развитие технологий нейрореабилитации, развитие принципов доказательной медицины – все это приводит к пониманию необходимости системного анализа нейропластичности, лежащей в основе как восстановления, так и компенсации (полной или частичной) утраченных неврологических функций.
Обратимся к терминологии, описывающей физиологические и патофизиологические процессы со стороны нервной ткани, возникающие в здоровом организме и в ответ на повреждение мозга:
Нейропластичность – совокупность различных процессов ремоделирования синаптических связей, направленных на оптимизацию функционирования нейрональных сетей [1], играет решающую роль в процессе фило- и онтогенеза, а также в поддержании функционирования уже сформированных нейрональных сетей и после повреждения структур нервной системы, в ходе восстановления утраченных функций. В широком понимании нейропластичность представляет собой способность нервной системы отвечать на внутренние и приходящие извне организма стимулы путем реорганизации своей структуры, функций и связей на разных уровнях – от молекулярно-клеточного до системного и поведенческого, которая реализуется в ходе развития организма в ответ на окружающие воздействия, при процессах обучения, в ответ на болезнь, ту или иную терапию [2].
Нейротрофика, нейрорепарация – естественный процесс, подразумевающий постоянство правильной экспрессии ДНК и сохранение нормального фенотипа клетки. Особенности восстановления клеток после повреждения включают внутриклеточную (восстановление структур клетки) и клеточную регенерацию (путем деления и дифференцировки клеток). В течение длительного времени считалось, что нейроны не способны к регенерации [3]. Более поздние исследования доказали, что возможна как внутриклеточная регенерация нейронов, так и дифференцировка новых клеток из предшественников (нейрогенез). Регенерацию поврежденных тканей (т.е. их восстановление) подразделяют на репаративную и патологическую. Репаративная регенерация (репарация) — восстановление поврежденных тканей, при котором процесс регенерации протекает нормально, хотя и быстрее физиологической регенерации. Патологическая регенерация — восстановление поврежденных тканей, при котором ход регенерации нарушен.
Нейропротекция – комплекс механизмов, противодействующих повреждающим факторам. Так, нейропротекция мозга после ишемического поражения может быть определена как стратегия или комбинация стратегий, которые противостоят, прерывают и уменьшают последствия биохимических и молекулярных сдвигов, которые, если им не противодействовать, значительно и необратимо увеличат размер ишемического повреждения [4].
Нейрогенез – формирование из стволовых клеток новых клеток нервной ткани (нейронов, астроцитов и олигодендроцитов). Вопреки утверждению, будто новые нейроны не способны образовываться в головном мозге млекопитающих, недавно было доказано, что нейроногенез все-таки происходит в области обонятельной луковицы, зубчатой борозды и даже в неокортексе. Эти новые нейроны, возможно, играют определенную роль в процессе обучения и запоминания, реализуемом посредством модуляции нейросинаптических связей, возникновения новых контактов и формирования нейрональных сетей [5].
Данные фундаментальные биологические процессы не имеют четко выраженных границ, их механизмы сходны и взаимосвязаны. Тем не менее все эти защитные механизмы могут быть запущен...