Фарматека №s2-12 / 2012
Необходимость совершенствования системы реабилитации детей с хроническими гастродуоденитами
Кафедра детских болезней ГБОУ ВПО “Первый МГМУ им. И.М. Сеченова” Минздравсоцразвития РФ, Москва
Рассмотрены особенности применения комплексной системы реабилитационных мероприятий среди детей с хроническими заболеваниями верхних отделов желудочно-кишечного тракта, обоснована необходимость поэтапного подхода к лечению и профилактике. Указано, что объем лечебно-оздоровительных схем зависит от варианта хронического гастродуоденита и совокупности сопутствующих заболеваний, должен включать кроме применения современных схем эрадикации немедикаментозные методы лечения и реабилитации: фито-, диетотерапию, лечебную физкультуру, санаторное лечение. Рассмотрены особенности профилактического лечения и диспансерно-динамического наблюдения, обоснована необходимость дельнейшего совершенствования системы реабилитационных мероприятий для детей с хроническими гастродуоденитами.
Введение
За последние годы отмечен рост числа детей с заболеваниями органов пищеварения, что обусловлено, с одной стороны, улучшением методов диагностики, с другой – влиянием социально-биологических факторов, таких как нарушение обмена веществ, физическая малоподвижность детей, нерациональное питание, лекарственная и пищевая аллергия [2, 3, 7].
В настоящее время общепризнанно, что инфекцияHelicobacterpyloriпредрасполагает к хроническому воспалительномупроцессупреимущественно в антральном отделе желудка, что с возрастом приводит к возникновению мультифокального атрофического гастрита, а впоследствии – рака желудка. При длительном инфицировании H. pyloriфункциональные и морфологические изменения в слизистой оболочке желудка обусловлены как патогенными свойствами самого микроба, так и присоединением иммунных механизмов [1, 5]. В свою очередь изменения со стороны гуморального и клеточного звеньев иммунитета могут способствовать неблагоприятному или осложненному течению заболевания. С возрастом у детей происходит интенсификация дисрегенераторных процессов, наблюдается истощение компенсаторных механизмов в результате длительного воспаления слизистой оболочки желудка в присутствии инфекта, а также под влиянием генетических детерминант H. pylori, которые, по многочисленным литературным данным, во многом обусловливают динамику воспалительной и иммунной ответных реакций хозяина [4, 6].
В комплексе мероприятий, направленных на профилактику и лечение хронических заболеваний органов пищеварения детей, особое внимание должно уделяться правильной организации восстановительного лечения таких больных на всех этапах реабилитации.
Наиболее полно и эффективно задачи реабилитации решаются в тех случаях, когда программа реализуется поэтапно при соблюдении следующих основных принципов:
• как можно более раннее начало реабилитационных мероприятий;
• комплексный подход к реабилитации;
• индивидуальный подход;
• непрерывность и завершенность лечебно-профилактических мероприятий;
• доступность назначаемых мер.
Основу комплексной терапии гастроэнтерологических заболеваний у детей должны составлять режим, обеспечение физического и психического покоя, диета, медикаментозные и немедикаментозные средства, санаторно-курортное лечение, диспансерное наблюдение. В каждом конкретном случае перед врачом стоит задача выбора рациональной программы терапии, при этом следует учитывать не только этиологию и патогенез гастроэнтерологического заболевания, но и множество других аспектов: возраст ребенка, особенности его режима и диеты, психоэмоциональное состояние, сопутствующие заболевания и т. д.
Этапы системы реабилитации
Система восстановительных мероприятий для детей с заболеваниями органов пищеварения подразделяется на три этапа: клинический, амбулаторно-поликлинический, санаторный.
На первом (клиническом) этапе обеспечивается не только клиническое выздоровление, восстановление функций пораженных органов и систем, но и подготовка больного ребенка к следующему этапу лечения. Первый этап целесообразно осуществлять в условиях детской больницы, т. к. в специализированном гастроэнтерологическом отделении в относительно короткий срок можно обеспечить всестороннее обследование ребенка и патогенетически обоснованное лечение. Для решения задач реабилитационного характера на первом этапе используются все необходимые лечебно-оздоровительные средства, включая медикаментозные и физиотерапевтические. Большое значение придается охранительному режиму, диетическому питанию. Первый этап реабилитации заканчивается по мере исчезновения клинической симптоматики, при наличии достаточной компенсации со стороны пораженных органов и систем [5, 6].
Второй (амбулаторно-поликлинический) этап должен осуществляться в условиях детской поликлиники или гастроэнтерологического центра, в школе или дошкольном детском учреждении, а также в домашних условиях. Содержание реабилитационных мероприятий на данном этапе определяется не только условиями, в которых оказывается ребенок, но и состоянием его здоровья, степенью адаптационных возможностей детского организма. Основным м...