Медицинский Вестник №25 (602) / 2012
Нить Ариадны. Рациональный путь формирования врачебного (клинического) мышления
В начале нового учебного года как напутствие преподавателям и студентам мы публикуем размышления заслуженного врача России, профессора кафедры факультетской терапии Самарского государственного медицинского университета Геннадия Петровича КУЗНЕЦОВА.
Фундамент обучения
В 1978 году, имея двенадцатилетний опыт преподавания внутренних болезней на терапевтических кафедрах (III, IV, V курсы) лечебного факультета, в том числе на кафедре пропедевтики внутренних болезней, пройдя все ее ступени (аспирант, ассистент, доцент, профессор), имея большой врачебный опыт, я стал заведующим кафедрой факультетской терапии — одной из ведущих интернистских клинических кафедр. Анализируя принципы преподавания курса факультетской терапии, я четко уяснил, что пропедевтика — это не только преддверие, вестибюль терапии (pro — перед, paideuo — обучать), это базис диагностики! И студент без овладения этим базисом не сможет стать хорошим врачом. А преподаватель, не осознавший этого, не понимающий роли пропедевтического этапа в подготовке будущего врача, не будет способствовать формированию его врачебного (клинического) мышления. При определении структуры и содержания лекций и практических занятий я исходил из следующих положений.
На кафедре пропедевтики внутренних болезней преподают способы активного (живого) познания больного и болезни, учат добывать факты — анамнез, осмотр, перкуссия, пальпация, лабораторные и инструментальные показатели.
На кафедре факультетской терапии обучают медицинской логике: на основании выявленных при обследовании данных определять нозологическую форму, т.е. поставить диагноз и назначить лечение. Таким образом, факультетская терапия решает задачу, адекватную фазе «абстрактного мышления» в теории познания, и является последующей, более высокой ступенью обучения. Но совершенно очевидно, что пропедевтическая и факультетская терапия в преподавании связаны, находятся в диалектическом единстве, а поэтому без закрепления навыков и умения обследовать больных нельзя освоить курс факультетской терапии. Эти положения и послужили фундаментом построения всех лекций и практических занятий на руководимой мною кафедре.
Врачебный алгоритм
Самым сложным и ответственным моментом профессиональной деятельности врача является диагностика болезни у конкретного больного. Диагноз (от греч. diagnosis — распознавание) лежит в основе любого другого врачебного действия — лечения, прогнозирования и профилактики заболевания. Диагностический процесс начинается с первого контакта с больным, с первого взгляда врача и первого слова больного.
При обследовании больного врач должен строго придерживаться определенного плана, диагностического поиска, доведя его до осознанного автоматизма, врачебного алгоритма. Обследование больного должно всегда начинаться с опроса (жалобы, анамнез). Этот метод на фоне подавляющих врачебное мышление различных инструментальных методик не только не потерял своей важности, но и приобретает все большую значимость. Между тем у некоторых врачей существует вера в силу так называемых точных методов. Замечено, что чем ниже квалификация врача, тем меньше он говори...