Медицинский Вестник №25 (602) / 2012

Нить Ариадны. Рациональный путь формирования врачебного (клинического) мышления

1 сентября 2012

В начале нового учебного года как напутствие преподавателям и студентам мы публикуем размышления заслуженного врача России, профессора кафедры факультетской терапии Самарского государственного медицинского университета Геннадия Петровича КУЗНЕЦОВА.

В начале нового учебного года как напутствие преподавателям и студентам мы публикуем размышления заслуженного врача России, профессора кафедры факультетской терапии Самарского государственного медицинского университета Геннадия Петровича КУЗНЕЦОВА.

Фундамент обучения

В 1978 году, имея двенадцатилетний опыт преподавания внутренних болезней на терапевтических кафедрах (III, IV, V курсы) лечебного факультета, в том числе на кафедре пропедевтики внутренних болезней, пройдя все ее ступени (аспирант, ассистент, доцент, профессор), имея большой врачебный опыт, я стал заведующим кафедрой факультетской терапии — одной из ведущих интернистских клинических кафедр. Анализируя принципы преподавания курса факультетской терапии, я четко уяснил, что пропедевтика — это не только преддверие, вестибюль терапии (pro — перед, paideuo — обучать), это базис диагностики! И студент без овладения этим базисом не сможет стать хорошим врачом. А преподаватель, не осознавший этого, не понимающий роли пропедевтического этапа в подготовке будущего врача, не будет способствовать формированию его врачебного (клинического) мышления. При определении структуры и содержания лекций и практических занятий я исходил из следующих положений.

На кафедре пропедевтики внутренних болезней преподают способы активного (живого) познания больного и болезни, учат добывать факты — анамнез, осмотр, перкуссия, пальпация, лабораторные и инструментальные показатели.

На кафедре факультетской терапии обучают медицинской логике: на основании выявленных при обследовании данных определять нозологическую форму, т.е. поставить диагноз и назначить лечение. Таким образом, факультетская терапия решает задачу, адекватную фазе «абстрактного мышления» в теории познания, и является последующей, более высокой ступенью обучения. Но совершенно очевидно, что пропедевтическая и факультетская терапия в преподавании связаны, находятся в диалектическом единстве, а поэтому без закрепления навыков и умения обследовать больных нельзя освоить курс факультетской терапии. Эти положения и послужили фундаментом построения всех лекций и практических занятий на руководимой мною кафедре.

Врачебный алгоритм

Самым сложным и ответственным моментом профессиональной деятельности врача является диагностика болезни у конкретного больного. Диагноз (от греч. diagnosis — распознавание) лежит в основе любого другого врачебного действия — лечения, прогнозирования и профилактики заболевания. Диагностический процесс начинается с первого контакта с больным, с первого взгляда врача и первого слова больного.

При обследовании больного врач должен строго придерживаться определенного плана, диагностического поиска, доведя его до осознанного автоматизма, врачебного алгоритма. Обследование больного должно всегда начинаться с опроса (жалобы, анамнез). Этот метод на фоне подавляющих врачебное мышление различных инструментальных методик не только не потерял своей важности, но и приобретает все большую значимость. Между тем у некоторых врачей существует вера в силу так называемых точных методов. Замечено, что чем ниже квалификация врача, тем меньше он говори...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.