Эпидемиология и Инфекционные болезни. Актуальные вопросы №1 / 2013

О концепции развития отечественной эпидемиологии: 5 лет спустя

1 февраля 2013

Нижегородская государственная медицинская академия Минздрава России, Нижний Новгород

В статье рассмотрена структура эпидемиологии как фундаментальной науки и ее составляющие (общая часть эпидемиологии, эпидемиология инфекционных болезней, эпидемиология неинфекционных болезней и клиническая эпидемиология) в соответствии с концепцией развития эпидемиологии, опубликованной 5 лет назад. Дана оценка тем изменениям, которые произошли за пятилетний период по разделам эпидемиологии в теоретическом, практическом и педагогическом аспектах. Отмечено, что имеется прогресс в теоретической разработке и в вопросах преподавания общей эпидемиологии. В теоретическом плане есть положительные тенденции в отношении эпидемиологии инфекционных болезней. Эпидемиология неинфекционных болезней остается недостаточно разработанной теоретически, наибольший прогресс достигнут по педагогической составляющей. Аналогичная ситуация и по клинической эпидемиологии. Авторы подчеркивают, что отрицательные тенденции присутствуют в практической деятельности эпидемиологов по всем разделам эпидемиологии. Практика эпидемиологии не соответствует современным представлениям об эпидемиологии как науке. На основании оценки современного состояния эпидемиологии авторы определили основные направления ее развития на ближайшее будущее.

С особым пристрастием рассматривая современный период развития эпидемиологии, с удовлетворением можно отметить, что эпидемиология была и остается одной из самых динамично развивающихся медицинских наук. Это развитие происходит как в теоретическом плане (расширение предметной области эпидемиологии, переосмысливание и эволюция существующих теорий и концепций, разработка новых положений, активное восприятие опыта мировой науки), так и в практическом аспекте (расширение научно-практических знаний об эпидемиологии инфекционных и неинфекционных болезней, совершенствование систем мониторинга, комплекса профилактических мер) [1–5].

Представители Нижегородской научной школы эпидемиологии всегда активно участвовали в этих процессах, выступая в дискуссиях и зачастую являясь их инициаторами, публикуя свои воззрения в научных журналах, монографиях и руководствах по широкому кругу теоретических проблем эпидемиологии: эволюция эпидемиологии как науки за последнее столетие; интеграция и дифференциация в эпидемиологии; сравнение отечественных и зарубежных школ эпидемиологии; проблемы глобальной ликвидации инфекций; теоретические воззрения и практические аспекты дезинфекции; терминологические проблемы эпидемиологии и др.

Считаем важным отметить, что в свое время мы выступали против эпидемиологии неинфекционных болезней в том виде, в котором тогда это представлялось, а именно, неаргументированный перенос теоретических концепций, положений, понятий и терминологии классической эпидемиологии на неинфекционную патологию, подмена эпидемиологии статистикой, появление десятков различных «эпидемиологий». В то же время мы обращали внимание на недопустимое занижение значения инфекционной патологии, недостаточное внимание к проблемам классической эпидемиологии и необходимость сохранения достижений отечественной эпидемиологической школы.

Со временем мы скорректировали нашу отрицательную точку зрения в отношении эпидемиологии неинфекционных болезней в ходе продуктивного обсуждения с нашими коллегами и нивелировали те самые крайности 80-х годов в восприятии этого раздела эпидемиологии. Мы активно поддержали идею о новом паспорте научной специальности «Эпидемиология» и приняли участие в его разработке. Этот документ в настоящее время можно рассматривать как символ консенсуса в отечественной эпидемиологии.

Итогом рассуждений стала концепция развития отечественной эпидемиологии и лежащая в ее основе современная структура эпидемиологии (2007), которая была опубликована и обсуждена на различных форумах [6].

Прошло 5 лет и это достаточный период, чтобы подвести первые итоги. Насколько решены старые и какие возникли новые проблемные вопросы? Целью данной статьи является характеристика тех изменений, которые произошли в теоретической, педагогической и практической составляющих отечественной эпидемиологии, и определение перспектив ее развития.

Важнейшим положительным итогом современного периода можно считать то, что эпидемиология сохранила и укрепила свою целостность и самостоятельность как медицинская наука, не была «растащена» по другим дисциплинам и не превратилась исключительно в методологию медицины. Она четко позиционирована как интегративная и фундаментальная наука в области профилактической медицины.

В принципе мы пришли к единой точке зрения, что современная эпидемиология – это интенсивно развивающаяся отрасль медицины, основанная на целостной концепции, позволяющей проводить теоретические обобщения с выходом в практику применительно ко всей патологии на популяционном уровне, обладающая универсальной методологией исследования и эффективной технологией доказательств в основе профилактических стратегий и противоэпидемической деятельности [1–4, 7, 8].

На рисунке (см. на вклейке) визуализированы те изменения, которые произошли по разделам эпидемиологии с оценкой тенденций изменений – положительные (прогресс), отрицательные или даже отсутствие изменений, что рассматривается как регресс (non progredi est regredi). При этом рассмотрены три основных базовых компонента – теоретическая основа, практическая деятельность и подготовка кадров (как и в опубликованной ранее концепции).

Определенные положительные изменения произошли в общей эпидемиологии (общая часть эпидемиологии), которая получила развитие в теоретическом и педагогическом плане. При этом можно констатировать, что имеет место именно разработка и осмысление общих подходов к изучению патологии человека на популяционном уровне, единых закономерностей процесса формирования заболеваемости населения и стратегии и тактики управления им. Так, среди работ последних лет хочется отметить концепцию развития эпидемиологии, в которой в расширенном виде представлены теории, учения, законы (как общенаучные, так и медицинские), лежащие в теоретическом фундаменте современной эпидемиологии [3]. Было развито представления об общих чертах и проявлениях процесса формирования заболеваемости инфекционными и неинфекционными болезнями и в то же время их различия, что определяет особенно...

Шкарин В.В., Ковалишена О.В.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.