Медицинский Вестник №27 (496) / 2009
Областная модернизация федерального масштаба
Когда идея пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, только зарождалась в недрах Минздравсоцразвития, за сотни километров от Москвы, в Белгороде, работа над внедрением отдельных направлений реформирования медицинской отрасли уже шла полным ходом.
Реальные реформы на виртуальные деньги
В основу модернизации системы здравоохранения Белгородской области была положена идея внедрения новой отраслевой системы оплаты труда. Автором и самым активным ее пропагандистом стал губернатор Евгений Савченко. Нововведения коснулись не только медиков, но и всех бюджетников. С 1 января 2007 г. бюджетные учреждения белгородчины начали трудиться по новым правилам. Большинство же медучреждений страны, работающих в системе ОМС, перешли на отраслевую систему оплаты труда только с января этого года. Белгородцы к этому времени успели накопить богатый опыт достижений и, конечно, ошибок.
Модернизация системы здравоохранения области предполагала, прежде всего, введение подушевых нормативов в условиях частичного фондодержания. Суть заключается в том, что амбулаторно-поликлиническое звено (первичное звено, ОВП) получает в свое распоряжение финансовые средства не только на собственное содержание, но и на оплату услуг, оказанных прикрепившимся к нему пациентам в других медучреждениях. Сложная и запутанная на первый взгляд финансовая система на деле проста: ЛПУ, в зависимости от количества прикрепленных пациентов, получает от ОМС «виртуальные» деньги и распоряжается ими.
— Хозяйствующий субъект имеет большую самостоятельность. И одновременно несет бо`льшую ответственность, — поясняет руководитель Департамента здравоохранения и социального развития Белгородской области Николай Белоусов. — Получив дополнительные права, он оказывается перед выбором: самому оказать медицинскую услугу, полностью отвечая за качество ее предоставления и, как следствие, за качество здоровья пациента, или же приобрести ее у других специалистов, расплачиваясь при этом из «своих» денег с коллегами и больницами. Фондодержатель, естественно, заинтересован в рациональном расходовании средств, поскольку сэкономленные деньги останутся на его счету, и, самое главное, заинтересован в результативности своей работы.
Объективную оценку деятельности врача дает контролирующий орган — Наблюдательный совет, созданный в каждом муниципальном образовании области. Эти общественные организации возглавляют главы администраций, в состав совета входят представители медучреждений вышестоящего уровня, общественных организаций, ТФОМС. Забота советов — отслеживать ситуацию. За каждую копейку с врача спросят. За каждого запущенного больного — накажут!
— Система позволяет обеспечить прямую зависимость уровня оплаты труда медицинского персонала от объемов и качества проделанной работы, — продолжает Николай Иванович. — За два с половиной года работы новая схема показала свою эффективность.
Послезавтрашний день
Понятие «фондодержание» в российское здравоохранение пришло из Великобритании. Звено перв...