Фарматека №3 (138) / 2007
Обучение и самоконтроль в терапии сахарного диабета
Статья посвящена роли обучения и самоконтроля в терапии сахарного диабета (СД). Показано, что компенсация углеводного обмена невозможна без участия пациента, изменения его поведения и обучения. Приведены основные методы и подходы к составлению программ обучения детей и взрослых с СД. Обоснована необходимость регулярного самоконтроля, приведены целевые показатели компенсации углеводного обмена. Дана характеристика основных методов и средств, используемых для самоконтроля глюкозы крови. Подчеркивается необходимость обучения пациентов методам профилактики поздних осложнений СД.
Сахарный диабет (СД) является одной из важнейших проблем современной медицины. Распространенность его чрезвычайно высока. В настоящее время в мире насчитывается около 180 млн больных СД, и с каждым годом их число неуклонно растет. Согласно прогнозам, к 2030 г. общее число больных СД превысит 360 млн. В Российской Федерации на 2004 г. зарегистрировано более 2 млн больных СД. Считают, что еще 6 млн не знают о существовании у них этой болезни. Стремительный рост заболеваемости, высокая частота и тяжесть осложнений дали основание ООН и ВОЗ определить СД как эпидемию неинфекционного заболевания.
СД, как и многие другие хронические состояния, требует длительной, пожизненной терапии. Нередко ее проводят сами пациенты, которые обязаны взять на себя бо'льшую часть ответственности за состояние своего здоровья. Поэтому успех подобного лечения напрямую зависит от того, насколько больные ориентированы в своем заболевании и обучены постоянному контролю над ним. В свою очередь медицинские работники помимо адекватного обследования и лечения должны активно включаться в процесс обучения больных, что особенно важно на первых этапах терапии, вскоре после постановки диагноза.
В современной концепции лечения хронических заболеваний все большая роль уделяется улучшению качества жизни пациентов, максимальному приближению их образа жизни к образу жизни здорового человека, устранению комплекса неполноценности и успешной адаптации человека в обществе. Поэтому крайне важно изменить поведение больного и научить его грамотно контролировать свое заболевание.
До середины прошлого столетия в диабетологии, как и в медицине в целом, господствовала концепция, предписывающая пациенту строго выполнять рекомендации врача. При этом больной, как правило, не понимал их сути и, соответственно, никак не мог модифицировать и адаптировать врачебные назначения к собственному образу жизни. Такой подход был эффективен при борьбе с острыми, в первую очередь инфекционными, заболеваниями, но оказался совершенно не пригоден для лечения хронической патологии. В результате пациенты с СД оставались компенсированными лишь в короткие периоды госпитализации, а в остальное время пребывали в состоянии выраженной декомпенсации углеводного обмена, что приводило к прогрессированию серьезных осложнений, инвалидизации и смерти. Требовался принципиально новый подход, позволяющий эффективно контролировать СД, вовлекая в лечебный процесс самого больного.
Еще в 1920-е гг. отдельные выдающиеся диабетологи, такие как Джослин Э. (США), Лоуренс (Великобритания), Рома (Португалия), активно пропагандировали обучение пациентов, что на первых этапах позволяло существенно снизить частоту острых осложнений СД. Позже была доказана позитивная роль обучения в регулировании углеводного обмена и профилактике поздних осложнений.
В настоящее время во всем мире созданы и активно функционируют школы для больных хроническим гепатитом, бронхиальной астмой, артериальной гипертензией и другими заболеваниями. Однако обучение больных СД стало первым примером комплексного подхода к лечению хронической патологии. Целью обучения является не просто обеспечение больного необходимой информацией, а постепенное и прогрессивное изменение его представлений о собственном заболевании и способах лечения. Добиться максимального умения контролировать СД, правильно и своевременно решать различные жизненные проблемы можно только при хорошей осведомленности пациента обо всех аспектах своего заболевания. Недаром Элиот Джослин говорил, что “обучение – это не просто компонент лечения сахарного диабета, это и есть само лечение”.
Процесс обучения может быть групповым или индивидуальным. Преимуществами групповой формы являются обмен опытом между больными, определенная поддержка со стороны обучающего персонала, и пациентов, создание атмосферы, способствующей лучшей адаптации больного человека к своему состоянию. В группе у больных уменьшается чувство одиночества, ощущение собственной неполноценности, улучшается психоэмоциональный фон, что существенно повышает восприятие информации. Групповым занятиям отдается предпочтение при работе со взрослыми больными. Оптимально группы должны состоять из 5–10 человек.
Индивидуально предпочтительно обучать детей, а также взрослых с впервые выявленным СД или больных с выраженными осложнениями или сопутствующими заболеваниями. Пациентов с впервые выявленным СД необходимо обеспечить минимумом знаний, дающих возможность в домашних условиях осуществлять самоконтроль, самостоятельно вводить инсулин, купировать гипогликемию и придерживаться необходимой диеты. Более подробные сведения в данный период нецелесообразны из-за снижения уровня восприятия. Позже, через 2–4 месяца, имеет смысл пов...
!-->